0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Увлекательная химия

Урок занимательной химии для начальной школы «Чудеса, да и только»

Цель такого урока – пробудить у ребят познавательный интерес к химии, так как в последнее время этот интерес стал уменьшаться. А ведь химия – это основополагающая наука естественного цикла. Человек живет в мире веществ, ему просто необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим его людям, ни природе. Поэтому я начинаю заниматься с ребятами еще в начальной школе, затем в среднем звене веду кружок “Химия вокруг нас” и уже к 8 классу у многих ребят возникает интерес к предмету химии.

Чудеса, да и только…

Мы начинаем первый в вашей жизни урок химии.

Цель: Узнать, что такое химия? Что может химия?

Мы живем в вещественном мире, то есть мы окружены вещами. Вещи же сделаны из чего-то. Например, гвоздь железный, ложка алюминиевая, стакан стеклянный, ручка пластмассовая.

Сахар, который в чай кладем,
Соль, которой солим пищу,
Вода, которую мы пьем,
Кислород, которым дышим…

Все это вещества. Эти вещества изучает наука химия.

Человек использует вещества. Но чтобы ими пользоваться, надо знать, какие они.

Например:

  • Сахар твердый, белый, сладкий;
  • Соль твердая, белая, соленая;
  • Вода жидкая, бесцветная, безвкусная;
  • Кислород газ, бесцветный, без запаха.

Это признаки или свойства веществ. Их тоже изучает наука химия. И это еще не все! Надо знать, как пользоваться веществами и, что из этого получится.

Например, дрова горят, листья гниют, порох взрывается, молоко прокисает, гвозди ржавеют. Все это – превращения веществ.

Таким образом, химия – это наука о веществах, их свойствах и превращения веществ.

А теперь мы перейдем к самому интересному. Что может химия?

Но прежде чем приступить к практической части нашего урока, прослушаем шутливые правила техники безопасности.

Шутливые правила техники безопасности

На уроке можно:

  • Давать новые имена друзьям в честь элементов из ПСХЭ Д.И.Менделеева;
  • Быть вежливыми, чтобы направить реакцию друзей по правильному пути;
  • Быть внимательными на уроках при объяснении нового материала, так как повышенная концентрация внимания при этом увеличивает скорость восприятия нового материала;
  • Быть активными при опросе, так как это ускоряет получения “пятерок”.

На уроке запрещено:

  • Толкаться друг с другом, так как при столкновении может произойти нежелательная и непредсказуемая реакция;
  • Вертеться за партой во время урока, так как при этом увеличивается скорость движения, происходит выброс энергии, что приводит к отрицательным побочным эффектам;
  • Разговаривать на уроке, так как это служит катализатором (ускорителем) процесса удаления ученика с урока, а, следовательно, ингибитором (замедлителем) усвоения учебного материала;
  • Быть рассеянным на уроке, так как при снижении концентрации внимания уменьшается скорость восприятия учебного материала.

Полна чудес могучая природа,
И на Земле подвластны ей одной
Сиянье звезд, закаты и восходы,
Порывы ветра и морской прибой…
Но мы, сейчас вы убедитесь сами,
Порой владеем тоже чудесами.

Оборудование: бихромат аммония, спирт, спички, поднос.

На поднос насыпать горкой бихромат аммония, капнуть спирт, поджечь.

Опыт 2. “Фараоновы змеи”. В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею. Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку.

Читать еще:  Как сделать Power Bank на 220 В

Есть в Египте легенда одна,
Ее повторить я попробую.
Там жезл у ног фараона
Тот час обратился в змею.

Оборудование: сухое горючее, таблетки норсульфазола, фарфоровая пластина, спички.

На фарфоровую пластину положить таблетку сухого горючего 2 таблетки норсульфазола, поджечь.

Опыт 3. “Несгораемый платок”. Вспомните волшебные предметы из сказок.

Улетел наш ковер-самолет,
Самобранки у нас тоже нет,
Есть платок, он сейчас загорит,
Но, поверьте, не сможет сгореть.

Оборудование: силикатный клей + вода = 1:1,5, спирт, держатель, спиртовка, спички, платок.

Смочить платок в смеси клея и воды, слегка подсушить, затем смочить спиртом и поджечь.

Опыт 4. “Гибель “Титаника””. Кто из вас знает историю про “Титаник”?

“Титаник” славный в океане плыл давно,
Молва об этом вот что говорит:
“На айсберг налетел и затонул”.
А наш “Титаник” не потонет, а сгорит.

Оборудование: кристаллизатор, бумажный кораблик, вода, натрий.

В кристаллизатор налить воду, опустить на воду бумажный кораблик, положить на него натрий, он загорится.

Опыт 5. “Дым без огня”.

Говорят: “Нет дыма без огня”.
И напрасно – иногда бывает.
То, что вы увидите сейчас,
Эту фразу только подтверждает.

Оборудование: колба коническая (1л) с пробкой, соляная кислота (конц.), водный аммиак (конц.).

В колбу наливаем немного водного аммиака, наносим на стенки колбы, затем добавляем соляную кислоту, закрываем пробкой, появляется “дым”.

Опыт 6. “Хамелеон”. Вы знаете, кто такой хамелеон?

Всем давно известен он,
Он условиям подчиняется,
И химический хамелеон
От него не отличается.

Оборудование: 3 колбы конических (0,5л), вода, фенолфталеин, вода, лакмус, растворы HCl и NaOH, CoSO4.

Вариант 1. В стакан налить 50 мл воды, добавить лакмус, затем щелочь, потом кислоту.
Вариант 2. К раствору сульфата кобальта добавить раствор щелочи.
Вариант 3. В колбу налить воды, добавить фенолфталеин, затем щелочи. Цвет станет малиновый. Потом добавить кислоту, раствор обесцветится. Снова щелочь, потом кислоту и т.д.

Опыт 7. “Химическое молоко”. Все, наверное, помнят фразу:

Писать, конечно, нелегко:
“Дает корова молоко”.
Мы тоже сможем так, друзья,
Хотя и пить его нельзя.

Оборудование: стакан (250мл), хлорид бария, сульфат калия.

В стакан налить сульфат калия, затем хлорид бария.

Опыт 8. “Деформация бутылки”.

Мы насыплем соду и добавим воду,
Капнем что-то, станет желтым,
А добавим кислоту, станет красным на лету.
Дальше опыт продолжается, и бутылочка сжимается.

Оборудование: пластиковая бутылка, карбонат натрия(крист.), вода, метилоранж, соляная кислота, гидроксид натрия(крист.).

В бутылку насыпать Na2 CO3, добавить воду, метилоранж. Раствор станет желтым. Затем добавить HCl, раствор станет красный, выделится СО2. Потом добавить NaOH(тв.), закрутить пробку, перемешать, раствор снова станет желтым, бутылка сжимается.

Опыт 9. “Огненная надпись”. Ассистент приносит 2 конверта с письмами. При вскрытии обнаруживается, что на бумаге ничего нет. Ассистент утверждает, что когда письма писали, надпись было видно. Видимо ее надо “проявить”.

Оборудование: концентрированный раствор нитрата калия, лучина, спички, бумага.

На листе бумаги намечают контурный рисунок и готовят концентрированный раствор нитрата калия. Для этого в 15 мл горячей воды растворяют при перемешивании 20г KNO3. Затем с помощью кисточки пропитывают бумагу по контуру рисунка этим раствором, не оставляя пропусков и промежутков. Когда бумага высохнет, надо коснуться горящей лучинкой какой-нибудь точки на контуре. Тотчас же появится «искра», которая будет медленно двигаться по контуру рисунка, пока не замкнет его полностью.

Опыт 10. “Сноп искр”.

Оборудование: железный тигель, штатив с кольцом, фарфоровый треугольник, горелка, лист бумаги, стеклянная палочка, порошки железа и древесного угля, сухой кристаллический перманганат калия.

Читать еще:  Открытка 3D с тюльпанами

На чистом листе бумаги тщательно смешиваем стеклянной палочкой равные количества (примерно по 3 чайные ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени горелки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр.

Опыт 11. “Самовозгорание уголька”.

Примерно века 2 назад открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад, он и для нас не тайна.
Известно, что горят отлично в нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично сгорает также кислород.
Без газа этого на свете не жили б звери и народ.
Его назвали бы и дети. Конечно – это кислород.

Оборудование: KMnO4(крист.), пробирка, вата, пробка с газоотводной трубкой, хим. стакан 150мл, спиртовка, спички, спирт, держатель, лучина.

В пробирку помещаем 1-2г перманганата калия, затем кусочек ваты, закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опускаем в стакан. Пробирку с марганцовкой нагреваем на спиртовке, предварительно прогрев ее. Примерно минуты через 2 поджигаем лучину, сбиваем пламя, чтобы получить уголек, опускаем лучину в стакан с полученным кислородом, лучина вспыхивает. Почему лучина вспыхнула?

О нем известно во всех странах света,
И помнить нам об этом есть резон:
От злых влияний ультрафиолета
Нас защищает наверху озон.

Опыт 12. “Газировка”.

Она повсюду рядом с нами, и так нас радует порой
Хрустящим снегом под ногами и речки быстрою струей…
Та, что и камень каплей точит, такою сильной может быть,
Что сможет все, то ни захочет не растворить – так раздробить.

Говорят: “Без воды – ни туды и ни сюды.
Сапоги мои тово – пропускают аш-два-о”.
Если газ в ней растворяется, газировка получается.

Оборудование: колба 250мл, растворы Na2CO 3 и HCl.

В колбу налить раствор Na 2CO3, добавить раствор HCl, происходит выделение газа, как в газированной воде.

Конечно, это далеко не все, что может наука химия. И, конечно же, всем этим чудесам есть объяснение. Когда вы в 8 классе придете сюда на уроки химии, тогда вы сможете сами найти ответы на многие вопросы. А сейчас, если у вас возникли вопросы, я постараюсь на них ответить

Домашнее задание: написать сочинение о своих впечатлениях, нарисовать рисунки. (Приложение 1).

Список литературы: Алексинский В.Н. «Занимательные опыты по химии». М: Просвещение, 1995.

Увлекательная химия. Энциклопедии с Чевостиком

  • Давайте знакомиться!
  • В новое путешествие! Что такое химия
  • В Древнем Египте. Мастерская стекловара
  • В гостях у загадочного алхимика. На пути к науке
  • У ручья. Что такое элемент
  • Химическая лаборатория в Париже. Открытие кислорода
  • В лаборатории Гемфри Дэви. Разложение воды
  • Какие все элементы разные!. У каждого — свой характер
  • Таблица Менделеева. Последовательность элементов
  • Химическая формула. Группы веществ. Правила безопасности
  • Эксперименты на кухне. Кислоты
  • Эксперименты на кухне. Щёлочи и соли
  • Эксперименты на кухне. Крахмал. Органическая химия
  • Наличными при получении
  • Наложенным платежом
  • г.Минск, ул.Гикало, д.1 — бесплатно

Пункты самовывоза GiperMall

  • До 10 кг — 2.5 руб

Почтовые отделения РБ (2-4 дня):

  • до 1 кг — 5 руб
  • от 1 до 3 кг — 8 руб
  • от 3 кг — 10 руб

Из чего состоит всё вокруг? Что такое атом и молекула? Чем химическое превращение отличается от физического? Что получится, если сварить песок? Почему салют разноцветный? Что общего между стержнем карандаша и бриллиантом? Все это очень хочется узнать Чевостику, и дядя Кузя, как всегда, рад ему в этом помочь! Вместе они отправятся в увлекательное путешествие сквозь прстранство и время, чтобы встретитьс древних стекловаров алхимиков и известных ученых-химиков прошлых с толетий. А затем под присмотром дяди Кузи Чевостик проведет несколько опытов на кухне, которые помогут понять, как же работает эта важная наука — химия.

Читать еще:  Мини печка из газового баллона своими руками

«Детские энциклопедии с ч.евостиком» — известный познавательный аудиопроект, впрвые изданный в книжном формате. В книжную серию вошли тексты наиболее интересных аудиоспектаклей.

Химия

Справочник по лабораторной химии

Анатолий Волков, Иван Жарский, 2016

Вопросы и задачи по общей и неорганической химии

С. Дунаев, Галина Жмурко, В. Кузнецов, Е. Кабанова, С. Филиппова, Елена Казакова, А. Яценко, 2016

Графен и родственные наноформы углерода

Сергей Губин, Сергей Ткачев, 2019

Органические реакции, катализируемые комплексами металлов

Георгий Шульпин, 2019

Восемь лекций по физической химии

Якоб Гендрик Вант-Гофф, 2012

Каталитическая гидратация ацетилена и его производных

Н. Тангяриков, Н. Мусулманов, С. Турабджанов, А. Икрамов, В. Прокофьев, 2015

Химия для всех. Основные понятия и простейшие опыты

Георгий Шульпин, 2017

Сборник задач по теории вероятностей для химиков

Максим Мусин, Сергей Кобельков, Анна Голдаева, 2017

Методы сравнительного расчета физико-химических свойств (м)

Михаил Карапетьянц, 2019

Человек-феномен, ученый-фейерверк… Универсальный химик Ю. А. Клячко

Толуол и его нитропроизводные

В. Збарский, В. Жилин, 2019

Химия комплексов со связями металл — углерод

Сергей Губин, Георгий Шульпин, 2019

Химия кластеров. Основы классификации и строение

Сергей Губин, 2019

Основы номенклатуры химических соединений

Олег Михайлов, 2019

Основы номенклатуры химических соединений (м)

Олег Михайлов, 2019

Комплексообразование в неводных средах. Сольватационный подход к описанию роли растворителя

Валентин Шарнин, Татьяна Усачева, Георгий Гамов, Ирина Кузьмина, Виктор Александрийский, 2019

Иллюстрированная энциклопедия. Биологические эксперименты

Роберт Томпсон , Барбара Томпсон, 2019

Иллюстрированная энциклопедия. Химические эксперименты

Барбара Томпсон, Роберт Томпсон, 2019

Методы сравнительного расчета физико-химических свойств

Михаил Карапетьянц, 2019

Введение в теорию химических процессов

Михаил Карапетьянц, 2019

Нанотехнология. Коллоидная и супрамолекулярная химия. Энциклопедический справочник

Владимир Арсланов, 2019

Письма о химии. В приложении к физике, технике и пищевой промышленности. Том 1

Юстус Либих, 2019

Письма о химии. В приложении к физике, технике и пищевой промышленности. Том 1 (м)

Юстус Либих, 2019

Письма о химии. В приложении к земледелию и физиологии. Том 2 (м)

Юстус Либих, 2019

Письма о химии. В приложении к земледелию и физиологии. Том 2

Юстус Либих, 2019

Примеры и задачи по химической термодинамике

Михаил Карапетьянц, 2019

Системность — симметрия — эволюция в физике, химии, биологии

Александр Закгейм, 2019

Примеры и задачи по химической термодинамике

Михаил Карапетьянц, 2019

Михаил Карапетьянц, 2019

Михаил Карапетьянц, 2019

Ядерный магнитный резонанс в структурных исследованиях

Элеонора Кравченко, Николай Кузнецов, Владимир Новоторцев, 2017

Водно-электролитные стеклообразующие системы

Ирина Кириленко, 2017

Юрий Цветков, Евгений Казенас, 2018

Нелинейные модели химической кинетики

Валерий Быков, Светлана Цыбенова, 2018

Анализ углеводородных систем. Теория и практика

Ядерный квадрупольный резонанс в координационной химии

Элеонора Кравченко, Николай Кузнецов, Владимир Новоторцев, 2019

Хромофорные системы макроциклов и линейных молекул

Борис Березин, Дмитрий Березин, 2019

Водородная связь в термотропных жидких кристаллах

Оскар Койфман, Виктор Александрийский, Владимир Бурмистров, 2019

Окислительная конверсия природного газа

В. Арутюнов, 2019

Формирование в растворах полиметаллических систем на основе железа и алюминия

Александр Дресвянников, Михаил Колпаков, 2015

Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам

Герман Хакен, 2014

Неспецифическая селективность в проблеме моделирования высокоэффективной хроматографии

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector