Усилитель на германиевых транзисторах
Схемы усилителей мощности на германиевых транзисторах.
Секреты звучания забытых германиевых УНЧ.
Эх, жалко пацанов – королевство маловато, разгуляться негде!
Ни ламповых тебе однотактников, ни гераниевых раритетов. Что ещё остаётся пытливому уму неоперившегося меломана?
Разве что брейкануть под японское хокку, да кайфануть для большего эффекта под уханье бумбокса.
«Кремний – всему голова» – крикнут яростные члены на форумных дебатах.
«Не надо впаривать нам этот шняга-силикатный экстракт» – вторят им другие, «для начала послушайте своими руками, а потом делайте свои тупоголовые выводы».
На самом деле, слушать надо!
Перелопатить определённое количество разномастной усилительной аппаратуры – тоже надо.
Не обязательно быть музыкантом со стажем, но таить в себе зачатки какого-никакого слуха – опять же, надо.
И тогда любой пацак, владелец старого пепелаца, сможет авторитетно заявить: «Однако разница в звуке есть, и она весьма существенна!»
На этой странице поговорим об УНЧ на германиевых транзисторах.
Своеобразие германиевого звучания, как правило, сводится к двум устойчивым постулатам:
1. Усилители на германиевых транзисторах отличаются музыкальностью,
2. Звук похож на звук ламповика.
И если первый пункт у меня возражений не вызывает, то со вторым мнением коллег позволю вежливо не согласиться – не похож, абсолютно разное звучание.
Электрофон сетевой транзисторный “Вега-101-стерео” с усилителем на германиевых транзисторах, выпускаемый Бердским радиозаводов с начала 1972 по 1982 год, заложил в головы современников основы понимания того, каким должен быть высококачественный стереофонический звук.
Время шло, появлялись на свет и более продвинутые вертушки с магнитными звукоснимателями, и значительно более мощные УНЧ на кремниевых транзисторах с незаурядными характеристиками.
Однако душещипательные воспоминания о том, как звучали в конце 70-ых простенькие Веги с их примитивной схемотехникой открыли историю ожесточённой борьбы человечества с феноменом транзисторного звучания.
Ну да и ладно, пора переходить на новый уровень – нарисовать пару-тройку принципиальных схем усилителей низкой частоты на германиевых транзисторах, но для начала озадачусь вопросом: Что любит и что не любит германий?
1. Германий любит простоту и не приемлет наворотов. Дифференциальный каскад с источником тока в цепи эмиттера – уже является буржуазным излишеством.
2. Германий не любит перегрева, легко может напустить дыма и отправиться к праотцам электроники Амперу и Ому в ответ на потерю бдительности в процессе настройки схемы.
А теперь обещанные схемы.
Рис.1
Номинальная мощность усилителя при коэффициенте гармоник на частоте 1000Гц менее 0,1% – 1 Вт, максимальная – 1,5Вт, чувствительность по входу – 0,2 В.
Усилитель сохраняет работоспособность при понижении напряжения питания до 9В.
Подбором номинала резистора R8 устанавливается значение напряжения на эмиттерах выходных транзисторов, равное половине напряжения питания.
Подбором номинала резистора R2 устанавливается значение напряжения на коллекторе транзистора V1, равное половине напряжения питания.
Рис.2
Схема, приведённая на Рис.2 – для эстетов, желающих порадовать свой слуховой аппарат ни с чем не сравнимым звуком однотактного усилителя, работающего в чистом режиме А.
Для настройки усилителя следует подбором номинала резистора R9 установить ток покоя выходного транзистора – 150мА.
Рис.3
На рис.3 показана принципиальная схема универсального усилителя НЧ, собранного на девяти транзисторах и развивающего выходную мощность до 10 Вт при сопротивлении нагрузки 4 Ом и входном напряжении около 10 мВ.
При налаживании устройства подстроечным резистором R2 устанавливают выходное напряжение в точке соединения транзисторов VT8 и VT9 равным половине напряжения питания.
Схема более мощного усилителя приведена на Рис.4. Усилитель рассчитан на подключение электрогитары и микрофона, но может быть использован также совместно с проигрывателем, магнитофоном или радиоприёмником.
Основные технические данные, приведённые автором:
Номинальная выходная мощность – 30 Вт.
Максимальная выходная мощность – 40 Вт.
Сопротивление нагрузки 3,5-5 Ом.
Полоса рабочих частот 30-16000 Гц.
Коэффициент нелинейных искажений – не более 1,5%.
Чувствительность с выхода микрофона – 10 мВ.
Чувствительность с выхода электрогитары – 0,1 В.
Напряжение 15 В на коллекторе транзистора Т10 устанавливают резистором R19.
Ток покоя всего усилителя не должен превышать 170 мА.
Рис.5
На Рис.5 приведена схема простого и мощного усилителя на германиевых транзисторах DTG110B. При подключении к его входу любого УНЧ мощностью 1,5-2 Вт устройство выдаёт на 8-ми омную нагрузку около 50 Вт чистого германиевого звука.
Согласующий трансформатор Т1 выполнен на железе Ш24 (толщина пакета 20-25мм) и содержит 3 одинаковые обмотки по 120 витков, намотанных на картонном каркасе проводом ПЭВ-1 или ПЭВ-2 диаметром 0,5-0,7мм.
Налаживание устройства заключается в подборе значений резисторов R2 R4 для достижения на выходе схемы нулевого потенциала и тока покоя транзисторов – 120-150 мА.
При снижении напряжения питания на каждом плече до 30В транзисторы DTG110B без каких-либо колебаний могут быть заменены на отечественные П210А.
Рис.6
Схема, представленная на Рис.6, является переработанным под «германий» вариантом усилителя НЧ из статьи Николая Трошина журнале Радио №8 за 1989г (стр. 51-55). Творцом переработки является сам автор статьи. Вот что он пишет на страннице сайта http://vprl.ru:
«Выходная мощность этого усилителя 30 Вт при сопротивлении нагрузки акустических систем 4 Ома, и примерно 18 Вт при сопротивлении нагрузки 8 Ом.
Напряжение питания усилителя (U пит) двухполярное ±25 В;
Диапазон рабочих частот 20Гц…20кГц:
Транзисторы МП40А можно заменить на транзисторы МП21, МП25, МП26. Транзисторы ГТ402Г – на ГТ402В; ГТ404Г – на ГТ404В;
Выходные транзисторы ГТ806 можно ставить любых буквенных индексов. Применять более низкочастотные транзисторы типа П210, П216, П217 в этой схеме не рекомендую, поскольку на частотах выше 10кГц они здесь работают плоховато (заметны искажения), видимо, из-за нехватки усиления тока на высокой частоте.
Площадь радиаторов на выходные транзисторы должна быть не менее 200 см2, на предоконечные транзисторы не менее 10 см2.
На транзисторы типа ГТ402 радиаторы удобно делать из медной (латунной) или алюминиевой пластины, толщиной 0,5 мм, размером 44х26.5 мм.
Настройка правильно собранного из исправных элементов усилителя сводится к установке подстроечным резистором тока покоя выходного каскада 100мА (удобно контролировать на эмиттерном резисторе 1 Ом – напряжение 100мВ).
Диод VD1 желательно приклеить или прижать к радиатору выходного транзистора, что способствует лучшей термостабилизации. Однако если этого не делать, ток покоя выходного каскада от холодного 100мА до горячего 300мА меняется, в общем-то, не катастрофично.
Важно: перед первым включением необходимо выставить подстроечный резистор в нулевое сопротивление.
После настройки желательно подстроечный резистор выпаять из схемы, измерить его реальное сопротивление и заменить на постоянный».
Тема: Усилители на германиевых транзисторах
Опции темы
Усилители на германиевых транзисторах
Re: Усилители на германиевых транзисторах
Re: Усилители на германиевых транзисторах
Re: Усилители на германиевых транзисторах
Re: Усилители на германиевых транзисторах
В продолжение темы, предлагается еще одна схемка на германиевых транзисторах, но только выполненная по “аудиофильским канонам”, как когда то сказал Mikola, в одном из постов утраченной дискуссии, передаю дословно – не должно быть дифференциальных каскадов, должно быть однополярное питание, специальные провода из меди, недопустим печатный монтаж.
Правда это – . не буду произносить что. И так все знают.
На слух эта схемка звучит хуже, чем ее предшественницы из второго поста, что опровергает аудиофильскую теорию Mikolы.
[ADDED=WP]1132140183[/ADDED]
Схемка не представляет ничего особенного, усилитель мощности от Веги 101, только перевернутая схема, чтобы общим был – , а не + и добавлен буфер на входе, для увеличения входного сопротивления.
[ADDED=WP]1132145575[/ADDED]
И напоследок схема, макет которой обладает наилучшим звучанием, по сравнению с другими вариантами.
Тут только пришлось отказаться от чистоты идеи, в схеме совместно с германиевыми транзисторами используются кремниевые. И в выходном повторителе применены ВЧ мощные германиевые транзисторы ГТ906.
Re: Усилители на германиевых транзисторах
Сюда вставлю кусочек случайно уцелевшей дискуссии о построении усилителей на германиевых транзисторов:
Сообщение от Mikola
По-настоящему германий раскрывается при монтаже на лепестках или луженых штырьках с трассировкой хорошей медью – XLO, Kimber и т.д.
Сообщение от WP
Это же сплошная шнурковщина.
Re: Усилитель на германиевых транзисторах
Цитата: Сообщение от Дядя Фёдор
А откуда данные по ASZ1015 ?
В справочнике Нефедова и Гордеевой за 1985 г. есть данные на ASZ1015 – 22,5 Вт 0,25 МГц (с общей базой!), 60 В, 6А. Не путайте с ASZ15 – у них 30 Вт, 0,2 МГц (ОЭ), 100 В и 8 А соответственно.
По частоте и току лучшая серия AU – у них 2 МГц ОЭ, 10 А, а допустимое напряжение КЭ до 200 В в зависимости от номера. При выборе транзистора большую роль играет зависимость h21э от тока коллектора. Лучшие по этому параметру ГТ 402/404 (у них этот параметр нормирован), П217 и немецкие AD140, которые стояли почти во всех буржуйских усях 60-х. Это важно, т.к. в глубоком АВ ток коллектора может меняться на несколько порядков, и никакая ОС не выправит нелинейность.
Главный плюс германия – мягкое переключение при работе в АВ, и диодов это тоже, кстати, касается.
Mikola добавил 11.11.2005 в 22:26
Цитата: Сообщение от Дядя Фёдор
Обязательно, будет время, сделаю полноценный германиевый усилитель.
Не пожалеете. только не заморачивайтесь сложными схемами – дифкаскадами, токовми зеркалами и т.д. Возьмите простейшую схему из 5 транзисторов с однополярным питанием, будете приятно удивлены. Года три назад были публикации в приложении к журналу “Салон AV”, схемы, по-моему, до сих пор у них на сайте выложены.
Mikola добавил 11.11.2005 в 22:53
Цитата: Сообщение от belka
Подход к проектированию должен быть инженерный, а не шнурковский.
Кто-кто? Инженеры, говорите. Это не те ли самые люди, что придумали цифровые фильтры, перцептуальное кодирование, ООС, домашний кинотеатр, компрессию аудиоданных, усилители класса D и прочие способы улучшения звука? Вот уж нашли, на кого равняться. Именно эта братия довела до того, что народ ностальгирует по лампам и германию.
Последний раз редактировалось Mikola, 11.11.2005 в 22:53.
Re: Усилитель на германиевых транзисторах
Сообщение от WP
Микола, вы чего меня лечите насчет свойств транзисторов?
Вы что, считаете меня школьником радиолюбителем? В этом ошибаетесь. И тем более начинаете самому себе противоречить, то НЧ транзисторы лучшие, якобы фильтруют грязь, то начинаете приводить пример лучших транзисторов среди германиевых, но уже с высокой граничной частотой. В СССР тоже была подобная серия ГТ804, ГТ810 200 В 10А и граничная частота примерно 10 МГц, и кроме них еще не очень высоковольтные ГТ806 ГТ813 и ГТ905 Гт906. И усилители с их применением звучат значительно лучше по сравнению с их НЧ собратьями. С кремниевыми планарными правда еще лучше.
Насчет мягкого переключения это не плюс германия, это просто особенность сплавной технологии по которой изготовлены П217 и им подобные, и это не мягкое переключение, это просто медленное запирание, которое приводит к значительным сквозным токам и к резкому росту искажений с ростом частоты, т. к транзисторы при подаче на них запирающего сигнала на некоторое время переходят в режим неуправляемого извне, обусловленного только внутренними процессами выкачиванию избыточных носителей из базовой области. Учите матчасть, чтобы не нести в дальнейшем ахинею.
Теперь насчет сложных схем – обычно на сложность схемы сетуют когда в ней нихрена не разбираются, нужно понимать назначение каждого элемента. Насчет статейки из Практики AV – там похоже такие и собрались, пример восхитительной безграмотности, полная бредятина написана, Кащенко просто тоскует, галоперидол и аминазин однако нужен.
Инженеры в свое время придумали лампы, потом германиевые сплавные транзистора, потом кремниевые планарные, потом еще много чего, и еще придумают. Но Вам похоже это не грозит. В мозгу структуры выполненные по планарной технологии отсутствуют, все только сплавное и вакуумное. А это приводит к низкому быстродействию и перегреву при обработке больших массивов информации, вам просто жизни не хватит понять как же устроен ОУ и как он работает. Любой усилитель можно рассматривать как ОУ и естественно применимы все методики расчета и проектирования. Народ не ностальгирует по германию и лампам, причина обычно в том что для проектирования качественно звучащего усилителя на полупроводниковых приборах нужно иметь довольно высокую квалификацию. У большей части любителей лампового звучания она просто отсуствует. А транзисторы в отличие от ламп ламерства не прощают, или играют хреново или выгорают с кучей пиротехнических эффектов.
[ADDED=WP]1132205452[/ADDED]
Просьба, ко всем кто смотрел ветку в Толкучке про германиевые транзисторы, посмотрите кэш, может быть там еще что либо сохранилось.
Простой германиевый усилитель мощности.
В последнее время заметно вырос интерес к усилителям мощности на германиевых транзисторах. Есть мнение, что звучание таких усилителей более мягкое, напоминает «ламповый звук».
Предлагаю вашему вниманию две простые схемы усилителей мощности НЧ на германиевых транзисторах, опробованные мной некоторое время назад.
Здесь использованы более современные схемные решения, чем те, которые использовались в 70-е годы, когда «германий» был в ходу. Это позволило получить приличную мощность при хорошем качестве звучания.
Схема на рисунке ниже, является переработанным под «германий» вариантом усилителя НЧ из моей статьи в журнале Радио №8 за 1989г (стр. 51-55).
Выходная мощность этого усилителя 30 Вт при сопротивлении нагрузки акустических систем 4 Ома, и примерно 18 Вт при сопротивлении нагрузки 8 Ом.
Напряжение питания усилителя (U пит) двухполярное ±25 В;
Диапазон рабочих частот 20Гц…20кГц:
Несколько слов о деталях:
При сборке усилителя, в качестве конденсаторов постоянной ёмкости (помимо электролитических), желательно применять слюдяные конденсаторы. Например типа КСО, такие, как ниже на рисунке.
Транзисторы МП40А можно заменить на транзисторы МП21, МП25, МП26. Транзисторы ГТ402Г – на ГТ402В; ГТ404Г – на ГТ404В;
Выходные транзисторы ГТ806 можно ставить любых буквенных индексов. Применять более низкочастотные транзисторы типа П210, П216, П217 в этой схеме не рекомендую, поскольку на частотах выше 10кГц они здесь работают плоховато (заметны искажения), видимо, из-за нехватки усиления тока на высокой частоте.
Площадь радиаторов на выходные транзисторы должна быть не менее 200 см2, на предоконечные транзисторы не менее 10 см2.
На транзисторы типа ГТ402 радиаторы удобно делать из медной (латунной) или алюминиевой пластины, толщиной 0,5 мм, размером 44х26.5 мм.
Пластина разрезается по линиям, потом этой заготовке придают форму трубки, используя для этой цели любую подходящую цилиндрическую оправку (например сверло).
После этого заготовку (1) плотно надевают на корпус транзистора (2) и прижимают пружинящим кольцом (3), предварительно отогнув боковые крепёжные ушки.
Кольцо изготовляется из стальной проволоки диаметром 0,5-1,0 мм. Вместо кольца можно использовать бандаж из медной проволоки.
Теперь осталось загнуть снизу боковые ушки для крепления радиатора за корпус транзистора и отогнуть на нужный угол надрезанные перья.
Подобный радиатор можно также изготовить и из медной трубки, диаметром 8мм. Отрезаем кусок 6…7см, разрезаем трубку вдоль по всей длине с одной стороны. Далее на половину длины разрезаем трубку на 4 части и отгибаем эти части в виде лепестков и плотно надеваем на транзистор.
Так как диаметр корпуса транзистора где-то 8,2 мм, то за счёт прорези по всей длине трубки, она плотно оденется на транзистор и будет удерживаться на его корпусе за счёт пружинящих свойств.
Резисторы в эмиттерах выходного каскада – либо проволочные мощностью 5 Вт, либо типа МЛТ-2 3 Ом по 3шт параллельно. Импортные пленочные использовать не советую – выгорают мгновенно и незаметно, что ведет к выходу из строя сразу нескольких транзисторов.
Настройка:
Настройка правильно собранного из исправных элементов усилителя сводится к установке подстроечным резистором тока покоя выходного каскада 100мА (удобно контролировать на эмиттерном резисторе 1 Ом – напряжение 100мВ).
Диод VD1 желательно приклеить или прижать к радиатору выходного транзистора, что способствует лучшей термостабилизации. Однако если этого не делать, ток покоя выходного каскада от холодного 100мА до горячего 300мА меняется, в общем-то, не катастрофично.
Важно: перед первым включением необходимо выставить подстроечный резистор в нулевое сопротивление.
После настройки желательно подстроечный резистор выпаять из схемы, измерить его реальное сопротивление и заменить на постоянный.
Самая дефицитная деталь для сборки усилителя по вышеприведённой схеме – это выходные германиевые транзисторы ГТ806. Их и в светлое советское время было не так легко приобрести, а сейчас наверно и того труднее. Гораздо проще найти германиевые транзисторы типов П213-П217, П210.
Если Вы не сможете по каким либо причинам приобрести транзисторы ГТ806, то Вашему вниманию предлагается ещё одна схема усилителя, где в качестве выходных транзисторов, можно использовать как раз вышеупомянутые П213-П217, П210.
Схема эта – модернизация первой схемы. Выходная мощность этого усилителя составляет 50Вт при сопротивлении нагрузки 4 Ом и 30Вт при 8-Омной нагрузке.
Напряжение питания этого усилителя (U пит) так же двухполярное и составляет ±27 В;
Диапазон рабочих частот 20Гц…20кГц:
Какие же изменения внесены в эту схему;
Добавлены два источника тока в «усилитель напряжения» и еще один каскад в «усилитель тока».
Применение еще одного каскада усиления на довольно высокочастотных транзисторах П605, позволило несколько разгрузить транзисторы ГТ402-ГТ404 и расшевелить совсем уж медленные П210.
Получилось довольно не плохо. При входном сигнале 20кГц, и при выходной мощности 50Вт – на нагрузке искажений практически не заметно (на экране осциллографа).
Минимальные, мало заметные искажения формы выходного сигнала с транзисторами типа П210, возникают только на частотах около 20 кгц при мощности 50 вт. На частотах ниже 20 кгц и мощностях менее 50 вт искажений не заметно.
В реальном музыкальном сигнале таких мощностей на столь высоких частотах обычно не бывает, по этому отличий в звучании (на слух) усилителя на транзисторах ГТ806 и на транзисторах П210 я не заметил.
Впрочем, на транзисторах типа ГТ806, если смотреть осциллографом, усилитель работает все-таки лучше.
При нагрузке 8 Ом в этом усилителе, также возможно применение выходных транзисторов П216…П217, и даже П213…П215. В последнем случае напряжение питания усилителя нужно будет снизить до ±23В. Выходная мощность при этом, разумеется, тоже упадет.
Повышение же питания – ведет к увеличению выходной мощности, и я думаю, что схема усилителя по второму варианту имеет такой потенциал (запас), однако, я не стал экспериментами искушать судьбу.
Радиаторы для этого усилителя обязательны следующие – на выходные транзисторы площадью рассеивания не менее 300см2, на предвыходные П605 – не менее 30см2 и даже на ГТ402, ГТ404 (при сопротивлении нагрузки 4 Ом) тоже нужны.
Для транзисторов ГТ402-404 можно поступить проще;
Взять медную проволоку (без изоляции) диаметром 0,5-0,8, намотать на круглую оправку (диаметром 4-6 мм) проволоку виток к витку, согнуть в кольцо полученную обмотку (с внутренним диаметром меньше диаметра корпуса транзистора), соединить концы пайкой и надеть полученный “бублик” на корпус транзистора.
Эффективней будет наматывать проволоку не на круглую, а на прямоугольную оправку, так как при этом увеличивается площадь соприкосновения проволоки с корпусом транзистора и соответственно повышается эффективность отвода тепла.
Также для повышения эффективности отвода тепла для всего усилителя, можно уменьшить площадь радиаторов и применить для охлаждения 12В куллер от компьютера, запитав его напряжением 7…8В.
Транзисторы П605 можно заменить на П601…П609.
Настройка второго усилителя аналогична описанной для первой схемы.
Несколько слов об акустических системах. Понятно, что для получения хорошего звучания они должны иметь соответствующую мощность. Желательно также, используя звуковой генератор – пройтись на разных мощностях по всему диапазону частот. Звучание должно быть чистым, без хрипов и дребезга. Особенно, как показал мой опыт, этим грешат высокочастотные динамики колонок типа S-90.
Если у кого возникнут какие либо вопросы по конструкции и сборке усилителей – задавайте, по возможности постараюсь ответить.
Удачи всем Вам в Вашем творчестве и всего наилучшего!