2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Украшаем одежду изображением коня

Содержание

Обереги в традиционном русском костюме

С лавяне считали, что от опасностей, болезней и злых духов людей защищают обереги. По поверьям мистической силой обладали и украшения, и предметы одежды — обрядовые костюмы, пояса, шубы. Читайте в нашем материале, как крестьяне использовали зубы животных и яркие украшения, зачем носили оберег-ложку и крепили к ожерелью куриную косточку, что сулила хозяину вышивка на рубахе и когда нужно было носить красный пояс-сеточку.

Обережная одежда русского крестьянина

Для защиты от нечисти и дурного глаза крестьяне совершали обряды и использовали обереги — одежду и украшения. Русский костюм сложился к XIII веку, до начала XVIII столетия он был распространен во всех сословиях: в царской семье и среди купцов, у крестьян и ремесленников. После того как Петр I ввел в обиход платье европейского образца, традиционную одежду стали носить в основном в сельской местности.

Основу женского и мужского наряда составляла длинная нижняя рубаха из льняной или конопляной ткани. Женщины в южных регионах Руси одевались в костюм с поневой — украшенной шерстяной юбкой. На Севере носили сарафан с рубахой, душегреей и кокошником. Подолы подшивали холстом и втыкали в них иголки — такой оберег, по поверьям, защищал женщину от нежелательного внимания мужчин. В повседневной жизни крестьяне носили амулеты: считалось, что они охраняют от укусов животных и сглаза.

Кроме праздничной и повседневной, в сундуках хранилась обрядовая одежда для особых случаев. Такой костюм отличался цветом, богатым орнаментом и украшениями: женщины вышивали на рубахах обережные знаки и узоры. Эту одежду надевали к началу важного дела — севу, жатве, строительству дома.

Магический орнамент

Крестьяне верили в магическую силу вышивки на рубахах и юбках, поясах и головных уборах. А рукоделие не требовало сложных приспособлений и дорогих материалов — холст, нитки и иглы хранились в каждой избе. Мастерицы в селениях вышивали праздничные и повседневные рубахи, юбки, платки, полотенца и скатерти. Вещи берегли и передавали по наследству. В вышивке часто использовали геометрические орнаменты. Этот вид узора возник в глубокой древности: простыми фигурами украшали одежду на протяжении многих веков. Этнографы соотносят прямые линии в орнаментах с землей, волнистые с водой, крест с огнем, а ромб, круг или квадрат — с солнцем.

В орнамент вплетали изображения животных, растений и людей. Одним из главных символов-оберегов считалось пышное дерево с птицами. Его связывали с древом жизни, от которого зависело процветание или гибель земледельцев. Силы природы имели свои изображения: солнце вышивали в форме коня, мать-землю — в виде женской фигуры с птицами-стихиями в руках, «ёлочки» на рукавах и поясах символизировали жизнь и добро.

Знаки-обереги вышивали как заклинание: орнамент на рубахах и юбках располагался в строго определенных местах. Им украшали кайму на подоле юбки, пояс, ворот, грудь и рукава рубахи — изначально целиком, а потом только оплечье и запястье. Крестьяне верили, что магические символы на руке придают ловкость и силу, а, значит, любая работа будет легкой и успешной.

Орнаментом-оберегом украшали все швы на свадебных рубахах, чтобы нечистый дух не смог добраться до молодоженов и навредить им. Одеяния шили с длинными рукавами — невеста для приличия брала жениха за руку через ткань. Еще рукава называли «плакательными»: во время свадебного ритуала девушка вытирала ими слезы, оплакивая утраченную свободу.

Вышивкой украшали и повседневные вещи: это был оберег, который не мешал свободно двигаться во время работы. Украшенные рубахи входили в приданое каждой женщины, на Севере их полагалось иметь не меньше 10, а в зажиточных крестьянских семьях число доходило до 50. Самые нарядные из них готовили на сенокос, жатву и свадьбу.

Защитные бусы и ожерелья

Славяне верили в магическую силу украшений из-за их особой формы, цвета и материала. Например, бусы из раковин и янтаря считали оберегами из-за их «потустороннего», подводного происхождения. На одном ожерелье могли соседствовать разные амулеты — рядом с христианскими крестами подвешивали зубы и кости животных.

Украшения-привески использовали в ритуальных обрядах и в повседневной жизни. Их носили на шее как ожерелье или подвешивали на шнурах к поясу. К оберегам относят зооморфные привески, миниатюрные изображения предметов быта и амулеты, которые изображали небесные светила. Самыми древними и распространенными были круглые украшения в виде колеса или креста в круге, которые олицетворяли поклонение солнцу, и лунницы — изображения луны. Их изготавливали из меди, бронзы, серебра. Существовали миниатюрные амулеты в форме бытовых предметов — ложек и ключей, ковшей и топоров. Обереги-ложки «призывали» богатство и сытую жизнь. А бубенчики (их носили с ожерельями, подвешивали к поясам или использовали как пуговицы) по поверьям отгоняли злых духов.

Читать еще:  Как избавиться от солнечных ожогов

Зооморфные обереги собирали из зубов, костей и когтей зверей. В древности верили, что часть тела животного обладает такой же охранительной силой, как его образ. В некоторых российских регионах в XIX веке к поясам или украшениям крепили кость из куриного крыла. Считалось, что она помогала легче просыпаться по утрам, ее так и называли — «вставаранка».

Украшения стоили дорого, и их часто жертвовали в храмы. Драгоценные кольца и кресты отдавали в церковь после исцеления или решения проблем, преподносили иконам: подвешивали на цепочках к почитаемому образу.

Со временем мистическую силу украшений стали связывать с их ярким цветом. Пестрые ожерелья и бусы якобы отвлекали нечистую силу и оберегали хозяйку.

Красный пояс от всех бед

Мужчины и женщины носили традиционную одежду с поясами: ходить без них считалось так же неприлично, как и без головного убора. Появилось даже слово «распоясаться», что значит утратить сдержанность, вести себя неподобающе. Поясом подвязывали нижнюю рубаху, сарафан, юбку-поневу и штаны. Верхнюю одежду удерживал широкий кушак, его дважды оборачивали вокруг туловища. Крестьяне ткали, плели и вязали пояса из шерсти, конопли или льна. К поясу подвешивали небольшие нужные в быту предметы — ножи, кошельки и сумки.

Считалось, что пояс создает магический круг и бережет человека от темных сил. Его не снимали даже в бане. В монастырях изготавливали особые пояса с вытканными на них молитвами.

Цвет аксессуара-оберега соответствовал возрасту хозяина: детские шили светлыми, для молодежи плели яркие опояски, старики носили темные пояса. Особо почитали красные оттенки, в традиционном народном костюме их использовали больше 30: алый, багровый, огневой и множество других. Кушаки этого цвета олицетворяли жизненную силу и здоровье своего хозяина или хозяйки. Пояса украшали бисером, серебряными и золотыми нитями и вышивкой с обережными узорами.

Мужской пояс-сеточка из красных шерстяных нитей по поверьям защищал от злых духов: им подпоясывали жениха на голое тело во время свадебного обряда. Русский писатель и этнограф Владимир Даль описывал старинный обычай: чтобы защитить себя от колдовства, молодые муж и жена и их гости поверх одежды надевали пояс с множеством узлов. Колдун не мог навредить человеку, пока все их не развяжет.

Шубы на овчине и соболях

Традиционный свадебный ритуал включал в себя множество обрядов, в которых фигурировал символ богатства и плодородия — шуба. Изначально верхняя одежда из меха считалась парадной у бояр, купцов, горожан и зажиточных крестьян. Шубы шили из овчины, соболя, горностая, лисицы и песца. Обычно их кроили мехом внутрь, а сверху покрывали дорогой тканью, кружевом, драгоценными камнями и серебром. Шубы передавали по наследству, давали в приданое дочерям. В энциклопедии «Русский традиционный костюм» описывается случай, когда девушка из богатой купеческой семьи из города Шуя неподалеку от Иванова получила в 1668 году в приданое пять шуб:

Шуба входила в свадебный обряд и в венчальный наряд невесты. Молодых сажали на нее во время свадебного пира, верхнюю одежду клали на порог дома, в котором новобрачные будут жить. Меха символизировали богатство и плодовитость. В лучшей шубе молодая супруга на следующий день после свадьбы шла с мужем за водой к колодцу: так девушка в новом статусе жены знакомилась с жителями деревни.

В крестьянской среде верили, что шубы, украшения-привески, пояса и вышивка одежды оберегают своего хозяина от сглаза, порчи, опасностей и встречи с нечистой силой. С течением времени вера в магические свойства оберегов угасала, значение узоров и вышивок забывалось. Мастерицы передавали из поколения в поколение лишь декоративный орнамент, утративший мистическое значение древних символов.

Украшения и аксессуары для лошадей: какие есть и как сделать своими руками

Хороший уход за лошадью подразумевает не только соблюдение правил её содержания и обеспечение качественным питанием, но и снабжение скакуна необходимой сбруей.

А для того чтобы подчеркнуть уникальность своего любимого скакуна и создать неповторимый образ, используют различные аксессуары, о которых более детально мы поговорим далее.

Виды экипировки и их украшения

Традиционно в снаряжение для запряжки лошадей входят:

Для того чтобы правильно подобрать упряжь, требуется индивидуальный подход к каждому скакуну, поскольку его телосложение, габариты и персональные особенности будут иметь существенное значение.

Искусство украшения своего жеребца известно ещё со времён скифских народов и татарских нашествий. Владельцы лошадей старались декорировать амуницию при помощи серебра, золота, драгоценных камней, не говоря уже об использовании лент и бубенцов.

Украшения изготавливались качественно, на них не жалели денег, ведь они должны были идеально подходить коню, не препятствовать его движению и быть комфортными для него.

Скифские украшения для лошадей, найденные во время раскопок и представленные в музейных фондах, имеют золотые и серебряные пластинки и выполнены в виде выпуклых металлических налобников.

В XVII веке на территории России стало особенно популярно создавать украшения для лошадей, которые очень часто имели вид настоящих шедевров рукоделия. Для их изготовления использовали козлиную кожу, сафьяновые волокна, шёлковую тесьму, а в качестве обрамления применяли медь и позолоту. На голове у коня красовался ухват с шариками и кистями. По случаю торжества коня украшали особенным образом, заменяя простые цепи на красивые с серебряными кольцами.

Читать еще:  мини декоративная подушка своими руками

Туркмены как и в древние времена, так и сейчас считают конские украшения предметом высокого национального искусства. В процессе их изготовления используются драгоценные и полудрагоценные камни и металлы.

Традиции и верования, связанные с созданием аксессуаров, берегут, чтят и передают молодому поколению. В налобной части сбруи туркменского коня обязательно должен присутствовать камень сердолик, выступавший оберегом для коня.

Уздечку изготавливали из тонких кожаных ремешков, покрытых серебром, с инкрустацией сердоликом в местах соединения ремней. Изящное украшение подчёркивало красоту лошади. Для современного украшения уздечки используют различные фигурные металлические пластины, с покрытием или без, из драгоценных металлов.

Накидка расшивалась драгоценными нитями, часто на ней изображали фамильный герб или девиз воина, богато украшая его камнями и серебряными пластинами.

Недоуздок

Эта часть сбруи представляет собой уздечку, к которой не подсоединены удила. Им пользуются, когда необходимо вывести лошадь из загона, а также когда есть необходимость зафиксировать скакуна на привязи в ровном положении. Для этих целей к нему крепят ремни-развязки. Недоуздок всегда используют в комбинации с чумбуром.

Изготавливают повседневный недоуздок из кожаных ремней, сыромятной кожи или плотной тесьмы. Праздничный вариант может быть украшен помпонами или расшит бисером, также для его изготовления могут использоваться кольца из драгоценных металлов.

Преимуществом тесьмяного недоуздка является возможность мыть лошадь, не снимая его. Выбирая недоуздок для своего скакуна, также стоит обратить внимание на страну-производителя, поскольку английские — более мягкие, а белорусские — более жёсткие, а значит, пробудут в эксплуатации дольше.

Кожаные недоуздки служат дольше тесьмяных, однако требуют больше ухода, поскольку нельзя допускать пересыхания кожи, кроме того, при намокании она может плесневеть и рваться.

А вот сыромять при намокании раскисает и тянется, теряя свою прежнюю форму.

При подборе недоуздка обязательно учитывают размер лошади: существуют специальные для пони и для тяжеловозных пород.

Налобник

Это декоративный элемент, который является частью сбруи коня и закрепляется за суголовный ремень под ушами с обеих сторон. Он практически не выполняет функциональную роль, а лишь является украшением. Изготавливают налобник из кожи либо плетут из нейлонового шнура, украшая кожаной или шёлковой бахромой, расшивая бисером, драгоценными или полудрагоценными камнями.

Москэро

Это традиционное испанское украшение, которое фактически является налобником. Его украшают кистями из ниток или бисера. Когда лошадь взмахивает головой, кисти на москэро, разлетаясь в разные стороны, отгоняют назойливых насекомых, докучающих животному. Москэро может быть также украшено металлическими элементами и расшито камнями и бусинами.

Нагрудник

Этот декоративный элемент часто изготавливается в комбинации с налобником, иногда с шапочкой. Часто его изготавливают в технике макраме, плетут или вяжут из ниток, обильно украшая нагрудник помпонами и бахромой, расшивают бисером и пайетками. Делают нагрудники из кожи, украшая орнаментами и заклёпками. Благодаря современным технологиям, аксессуары лошади могут быть не только сшиты, но и изготовлены из светодиодных элементов для того, чтобы конная амуниция смотрелась более эффектно, к примеру, во время цирковых или ночных выступлений.

Круп лошади также украшают в комбинации с другими аксессуарами, так, чтобы общий вид был гармоничным и красивым. Украшения могут быть:

  • сшиты из кожаных ремней с различными декоративными металлическими элементами;
  • связаны или сплетены;
  • выстрижены на крупе.

Последний вид декорирования коня является очень оригинальным: так, на крупе лошади умелые специалисты (обязательно при помощи нескольких ассистентов) могут создать:

  • узор или эмблемы конного клуба или наездника;
  • придать более романтичный вид, создав рисунок в виде звёзд или сердец;
  • нарисовать и выстричь шахматную доску, молнии и другие интересные и привлекательные узоры.

Потник

Эту часть амуниции ещё называют вальтрапом. Потник помещают под седло и для его изготовления используют различное сукно, как правило, такие натуральные материалы, как хлопок или войлок. Именно вальтрап может обеспечить впитывание лошадиного пота и сохранение сухости лошадиной спины. В то же время пот не впитывается в седло и не скользит по спине скакуна. Ещё одной функциональной особенностью является защита коня от перегрева, когда на нём находится седло.

Эта необходимая и важная часть сбруи часто выступает ещё и декоративным элементом, который может быть украшен в соответствии со стилистикой конного клуба или иметь определённый логотип. Потник может также иметь меховую оторочку.

Красивые ушки для лошади

Этот интересный и, на первый взгляд, необычный аксессуар очень функционален. Его используют для того, чтобы оградить лошадь от надоедливых насекомых, в частности, от мух, которые часто норовят сесть на уши коня. К тому же шапочка с ушками защищает голову коня в жаркую погоду от воздействия солнечных лучей. Часто такой аксессуар выполняют с кисточками по бокам, поэтому их бахрома при движении коня отпугивает насекомых от глаз лошади. В зимний период вязаные изделия с ушками надевают животным для того, чтобы уберечь их от переохлаждения.

Если лошадь пугается шума или ей предстоит посещение шумного места, которое может напугать животное, ей могут положить немного ваты в уши и надеть шапочку с ушками, которые будут нивелировать шумовой эффект.

Как сделать украшения своими руками

Изготовление украшений для лошади — это, безусловно, очень творческий процесс, однако на этапе планирования декоративного элемента амуниции следует учитывать то, что любой аксессуар не должен доставлять дискомфорт животному.

Для этого к созданию украшений необходимо подходить индивидуально, снимая мерки с каждой лошади. Стоит также учитывать особенности характера скакуна.

Читать еще:  Ускоренный способ удаления ржавчины раствором лимонной кислоты

Материалы

Основными материалами, которые используются для создания украшений, являются:

  • кожаные ремни;
  • сыромяжная кожа;
  • тесьма;
  • верёвки;
  • канаты;
  • ремни из синтетического материала.

В качестве украшения аксессуаров используют:

  • бисер;
  • кристаллы;
  • драгоценные и полудрагоценные камни;
  • заклёпки;
  • жемчуг;
  • стеклянные бусины;
  • кожаную и канатную бахрому.

Пошаговая инструкция

Поскольку практически все аксессуары необходимо изготавливать для коня индивидуально, этот процесс происходит вручную. Существует немало форумов для рукодельниц и любителей лошадей, где люди делятся опытом и дизайнами создания интересной лошадиной амуниции.

В данной статье мы предлагаем рассмотреть инструкцию по созданию вальтрапа для коня. Для этого понадобятся:

  • ткань синтепоновая — 2,5 м;
  • хлопковая ткань — 2 м;
  • лента для недоуздка — около 1,5 м;
  • толстая лента шириной 3 см;
  • косая бейка — 3 м;
  • декоративная тесьма — 3 м;
  • швейная липучка — 30 см;
  • декоративная вышивка или накладка (по желанию).

Инструкция:

  1. Из синтепоновой ткани вырезаются 2 половинки будущего вальтрапа.
  2. Из хлопковой ткани необходимо вырезать 4 половинки вальтрапа.
  3. Каждую половинку из синтепоновой ткани обшивают с двух сторон хлопковой, это поможет будущему изделию не скользить по спине лошади.
  4. Для того чтобы создать вид стёганой ткани, необходимо на половинки вальтрапа нанести разметку при помощи швейного мелка и прострочить обе заготовки таким образом, чтобы из линий получились квадраты. Размер квадратов может быть произвольным, главное, чтобы линии были ровными и квадраты имели одинаковый размер.
  5. Далее необходимо пришить отрезки синтетической ленты для крепления подпруги и приструги. Ремень для подпруги крепится в нижней части вальтрапа.
  6. Ремень для приструги пришивается с той стороны вальтрапа, где будет находиться голова лошади. Для того чтобы он крепко держался, необходимо хорошо закрепить линии шва, прошив их несколько дополнительных раз по диагонали. Далее на внутреннюю часть этой ленты пришиваются липучки таким образом, чтобы при складывании этого ремня обе половинки могли соединиться. Таким образом, общая длина ленты для приструги составит около 30 см.
  7. При помощи толстой синтетической ленты сшиваются две половинки вальтрапа.
  8. Периметр вальтрапа обшивается косой бейкой. Перед этим следует приметать ленту вручную, а затем закрепить её, прошив на швейной машинке.
  9. Для украшения вальтрапа необходимо пришить декоративную тесьму по периметру всего изделия. На одну из боковых частей можно также нанести готовую вышитую эмблему или рисунок.

Декоративные элементы амуниции лошадей всегда создавались в соответствии с национальными традициями, изображая символы и орнаменты того или иного народа. Богатство и роскошь конного убранства всегда свидетельствовали о достатке его владельца и подчёркивали красоту и грацию скакуна.

ГДЕ КЛАД?

Конина, её виды и что с ней делать

В этой статье будет рассказано об украшения конской упряжи, или как называют её в простонародье любители приборного поиска «конина». Рассмотрим популярные виды конины и приведём признаки, по которым можно примерно датировать найденную находку. В конце статьи интересные фото поделок того что можно сделать с найденной кониной. Надеюсь, эта статья поможет в том, чтобы в дальнейшем не было казусов как на фото ниже.

Украшать конскую упряжь начали с момента её появления. Скорее всего, сначала, это имело функциональное применение для затяжки ремней и разделения ремней в упряжи. В дальнейшем переросло в украшательство. Да ещё вдобавок злые духи не дремлют, лошадь нужно как-то защищать, вот и обвешивали лошадь яркими сверкающими бляхами и звонкими колокольчиками. Выполнялись из латуни, меди и бронзы, некоторые могли быть позолочены.

Виды конской упряжи

Ременные разделители.

Ременные разделители, разделяли сочленение ремней на груди и по бокам оголовья.

Ручки для чересседельника.

Ручки для чересседельника. Использовались для крепления ремня, протянутого от одной оглобли к другой через седелку.

Кольца.

Использовались для затяжки ремней и для разделения ремней в упряжи.

Пряжки.

Элементы упряжи, использовавшиеся только в качестве оберега и украшения.

Как основной элемент украшения упряжи использовались бляхи, они и являются наиболее частой находкой.

Заклёпки, накладки, наконечники, щелкуны.

Большое множество разнообразных предметов, которые украшали и берегли лошадку от сглаза. Выглядели такие обереги очень разнообразно – стреловидные и овальные накладки, пластинки с ушками для закрепления бубенцов и колокольчиков, «трилистники», заклёпки с вставками из цветных стёкол. Утяжелитель вожжей представляет собой латунный (чаще всего, но встречаются и другие металлы) трубчатый предмет фигурной продолговатой или круглой формы. Щелкун нанизывался на вожжи. Располагаются по бокам крупа — кучер хлопает вожжами по бокам лошади, и та ускоряется.

Колокольчики и бубенцы.

Привешивались на ременные накладки, под дугу и на упряжь. Своим звоном радовали хозяина и уберегали лошадь от порчи. Иногда на колокольчиках встречаются надписи или номера, обозначающие мастеров или места производства.

Датировка конины.

Изготавливали конину в ранние годы с помощью литья, украшали её различной резьбой. В процессе литья конина получалась толстостенной с неровностями и с различным баком. Примерно с середины 19 века начали использовать штамповку. После появления штамповки украшения конской упряжи стало тоньше и ровнее. В начале 20 века и при ранних советах конина становится ещё тоньше относительно штамповки 19 века.

Куда девать конину и что с ней делают кладоискатели.

Некоторые её собирают, хранят, а когда набирается критическая масса, идут сдавать в пункт приёма металла вместе с остальным шмурдяком. Некоторые делают красивые панно, как на следующих фото.


Дата публикации: 26 октября 2018 г. 9:23
Последнее обновление: 26 октября 2018 г. 9:23

Для оценки статьи авторизуйтесь. авторизоваться

Комментарии:

Для отправки комментария авторизуйтесь. авторизоваться

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector