1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Туннель-куб «Зимний пейзаж»

Почему глухонемой живописец позднего Cредневековья писал только зимние пейзажи: Хендрик Аверкамп

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Перелистывая страницы биографии

Аверкамп Хендрик (Avercamp Hendrick) по прозвищу «Немой из Кампена»,(1585–1634), голландский живописец эпохи барокко. Хендрик Аверкамп родился в Амстердаме, а уже через год его семья переехала в Кампен, где отец Хенрика получил должность городского аптекаря. Будущий художник родился глухонемым за что впоследствии и получил своё прозвище «Немой из Кампена». Мама, дочь известного по тем временам ученого, научила сына писать и рисовать, благодаря чему тот смог в дальнейшем выражать свои детские чувства в рисунках. И это у мальчугана получалось весьма талантливо. Поэтому родители решили двенадцатилетнего сына отдать в ученики к учителю рисования. Однако его учеба продолжалось недолго, мастер вскоре умер от чумы.

В возрасте восемнадцати лет Аверкамп уехал в Амстердам, где стал постигать азы живописи у датского художника-портретиста Питера Изаксца. С портретами у юного художника не заладилось, зато его полностью поглотила жанрово-пейзажная тематика, которой он целиком посвятит все свое творчество в дальнейшем. Невозможность ощущать этот мир с помощью слуха необыкновенно обострило его чувство цвета и формы, способность замечать мельчайшие детали в многофигурных композициях.

Постигнув премудрости живописи 29-летний молодой художник вернулся в свой маленький провинциальный городок Кампен, где и оставался жить и работать вплоть до своей смерти в 1634 году. В последние годы жизни глухонемой художник обучал живописи своего племянника Барента Аверкампа, который впоследствии также стал живописцем преимущественно зимних городских и сельских ландшафтов.

Аверкамп Хендрик — первый реалист голландской школы живописи

Как отмечают специалисты, в его ранних работах очень заметно влияние фламандской школы, в частности, пейзажиста Гилисса ван Конинкслоо. Более поздний период был отмечен наследованием манеры и стиля Питера Брейгеля Старшего. Но при этом художник смог создать свой авторский почерк, который и лег в основу становления реалистического направления в голландском искусстве. К слову сказать, до начала 17 века доминирующей на то время фламандской школе живописи, реализм был совершенно несвойственен. И именно Хендрик был одним из первых, кто приблизил к реализму пейзажную живопись этой школы.

Зимние пейзажи — единственная тематика творчества живописца

Хендрик Аверкамп стал известным благодаря своей любви к изображению зимних пейзажей, бытовых сценок в занесенных снегом прибрежных деревушках, развлечений горожан на скованных льдом реках. Именно эти деревенские зимние пейзажи сделали художника широко известным во всей Голландии, они пользовались большой популярностью и в бюргерской среде и среди простых горожан. Его творчество было востребовано еще при его жизни и приносило солидный доход.

Почему именно зимний пейзаж так привлекал голландца на протяжении всей его жизни?
Пристрастие художника можно объяснить его детскими и юношескими увлечениями, когда он вместе с родителями холодными зимами катался на коньках по замерзшему водоему. И к этому нужно добавить, что последняя четверть 16-го столетия, во время которого родился и провел детство голландский живописец, была одним из самых холодных климатических периодов в истории не только Нидерландов, но и Западной Европы. Оно в исторических источниках даже было названо «малым ледниковым периодом».

Именно тогда все реки и озера надолго и глубоко замерзали, к тому же зимы были чрезвычайно снежные. Но люди продолжали жить, трудиться и, разумеется, развлекаться, добавив в свой быт катание на коньках и санях, игру, похожую на современный хоккей и множество других развлечений, которые можно увидеть, внимательно всмотревшись в картинную плоскость любого из полотен художника. Художник не просто населял свои пейзажи множеством персонажей, он закладывал определенный сюжет в каждую свою работу. Что любопытно, живописец в своих картинах искусно прятал несколько забавных историй и анекдотов.

Живописное мастерство голландского мастера

Свою живопись художник творил на небольших по размеру дощечках, используя масляную краску. Для справки хотелось бы сказать, что холст, как основу живописи, в странах Западной Европы начали использовать с начала 16 века. Флорентийские и венецианские живописцы первыми оценили преимущества этого материала. Гораздо позже холстом стали пользоваться художники северных школ.

Читать еще:  Разные

Тем не менее, в своих картинах на дереве Хендрик сумел достичь высокого мастерства, изображая голубовато-серебристую поверхность покрытых льдом каналов и рек, небесную зимнюю дымку. Аверкамп тонко смог передать глубину пространства, используя атмосферную перспективу в виде легкой туманности, создаваемой влажным морозным воздухом. Именно он первым среди голландских художников в своем творчестве применил законы атмосферной перспективы, которая позволила максимально увеличить пространственную панораму небольших по размеру картин художника. И это благодаря изменению цвета предметов и образов в зависимости от близости к линии горизонта. Одним словом, художник писал так как видит глаз человека, то есть максимально реалистично.

Аверкамп любил писать небо, почти всегда затянутое облаками, пасмурное, занимающее обычно почти половину всей картины. И, как правило, всегда на заднем плане замерзшие в воде лодки, большие и малые суда с покренившимися мачтами.

В картине «Катание на коньках» художник знакомит зрителя с одной из примечательных сторон голландского быта: замерзшие зимние каналы становятся для жителей прибрежных селений местом излюбленных зимних развлечений. Здесь можно увидеть катающихся на коньках и санях, гоняющих клюшкой мяч, перевозящих грузы, удящих в проруби рыбу. Дети и взрослые, нарядно одетые дамы и господа, простые люди в скромных одеждах, кажется, все местные жители вышли на ледяную гладь канала. Особое место на картинах занимают различные строения, башни, крепости, а на некоторых ветряные мельницы.

Скромная, неяркая по краскам природа, своеобразная жизнь людей – такой предстает перед нами Голландия на картинах художника. К счастью, немало работ художника сохранилось до наших дней, но почти все они повторяют один и тот же сюжет.

Конечно, в некоторых работах мастера чувствуется подражание известнейшему художнику фламандской живописи — Питеру Брейгелю Старшему, но индивидуальность таланта Аверкампа неоспорима, в чем можете убедиться более подробно, в деталях рассмотреть некоторые из произведений художника.

Зимний пейзаж с жителями, катающимися на льду и ловушкой для птиц. 1609 год.

Это одна из знаменитых сюжетных работ голландского мастера, которую искусствоведы считают прямим цитированием Питера Брейгеля. К слову у прославленного мастера есть полотно с аналогичным названием: «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», написанным в 1565 году.

Хендрик, как и его знаменитый предшественник, намеренно разместил линию горизонта довольно высоко, что дало возможность максимально детального изобразить происходящее на замерзшем канале. Сюжетно-пейзажная композиция полна людей, они катаются на коньках, санках, даже на лодках по льду, несут солому и вёдра, играют в нечто вроде хоккея. Судя по одеянию, на каток вышли жители всех сословий и всех возрастов.

В левой части картины живописец изобразил большое строение с гербом Антверпена на фасаде, судя по всему это — пивоварня и постоялый двор. Перед домом во льду вырублена прорубь, из которой при помощи специального приспособления достают ведра с водой для варения пива.

Левее видим строение, по двору которого разгуливает живность, и бегают ребятишки. Дом принадлежит вероятнее всего достаточно зажиточным крестьянам. А вот ловушку для птиц, о которой идет речь в названии картины, сооруженную из двери подпертой палкой, можно увидеть в левом нижнем углу картины.

А на ледяной «дороге», в которую превратилась река, жизнь кипит и идет своим чередом. Вот на переднем плане подошел мастеровой люд, присматривают, как лучше перебраться по льду. Возле дерева оживленно беседует парочка, вокруг которой кружится веселый пес. Рядом двое мужчин около лодки, они надевают коньки, и сейчас пополнят ряды беззаботных отдыхающих.

Вдали на среднем и дальнем плане художник рисует простых жителей города, они катаются на коньках, играют в игры с клюшками, скользят и падают, общаются и знакомятся. Каждая фигурка создает свой сюжет, который можно мысленно «дорисовывать».

Катание на коньках, 1610-1615

Замерзшую реку у стен Кампена заполнили многочисленные конькобежцы, любители подледного лова, крестьяне с санями. Фигуры объединены повседневными заботами: кавалер поправляет даме конек, рядом застыл любопытный мальчишка, чуть поодаль играют на льду в мяч, везут на санках старушку, прогуливают собаку. Здесь же и страж порядка с ружьем.

Ледяной город, 1600-1610 годы

На фоне морозного неба и заснеженных просторов очень четко и ярко прорисованы деревья и дома, вдали видны контуры башен и стен города, деревянных построек, каменного моста, ветряно мельницы, вмерзших в лед до весны лодок.

Читать еще:  Новогодний мастер-класс «Снежный шар»

Согласитесь, филигранные работы голландского мастера можно рассматривать часами, находя в них каждый раз новые детали, подробности и, разумеется, новых персонажей.

Вот такими добрыми, полными умиротворения и жизни предстают перед нами работы известного «немого из Кампена» — Хендрика Аверкампа — признанного мастера реалистичного городского пейзажа. Его картинами очаровываешься, несмотря на неяркость цветовой гаммы и повторяемость сюжета. Но они по-детски жизнелюбивы и жизнерадостны.

Порой случается так, что художники берут в руки не только кисть и краски, но и совершенно не подходящие для работы инструменты. Зачем импрессионист Игорь Грабарь копал траншею в лесу, становится понятно, когда узнаешь секрет картины «Февральская лазурь».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Мастер-класс бумажного тоннеля. Бумажный тоннель «Зимний пейзаж»

Лилия Холдарова
Мастер-класс бумажного тоннеля. Бумажный тоннель «Зимний пейзаж»

Мастер-класс бумажного тоннеля.

Бумажный тоннель «Зимний пейзаж».

Автор: Холдарова Лилия Мунировна, воспитатель, преподаватель ИЗО кружка. ГБОУ Школа №41 Дошкольное структурное подразделение №3 г. Москвы ЗАО.

Назначение: Этот мастер-класс по изготовлению бумажного тоннеля. В такой технике можно оформить новогодние открытки, делать картины для оформления интерьера и дарить их под новый год. Фото 1.

1.Описание материала: Вам потребуется 6 листов картона – 3 белого, 2 серебристого и 1 синего цвета для фона. Простой карандаш, линейка, резак, клей ПВА, липкая лента для оклейки окон.

2.Выполнение работы: Рисуем эскиз и делим его на пять листов – задний план, два средних и передний план, чередуя их по цвету. Фото 3,4,5,6,7,8.

3. По очереди лист за листом резаком вырезаем наш рисунок по силуэту. Первый лист — белый картон, второй — серебристый лист, третий — белый, четвертый — серебристый, пятый — белый. Фото 9,10,11,12,13.

4. Начинаем укладывать с самого последнего листа, который приклеивается клеем ПВА на синий фон. Затем накладываем четвертый, третий, второй, первый, а между ними прокладываем липкую ленту для окон по всему периметру. Фото 14,15,16.

5. Наша работа готова. Готовую работу можно оформить как картину, вставив её в раму со стеклом. Желаю удачи в изготовлении поделок. Фото 17.

Новогоднее оформление окон детского сада. Наш детский сад комбинированного вида. Всего 12 групп. Из них две группы возраст второй младшей, две младшего возраста, две среднего возраста,.

Русская народная сказка «Репка» Лепка из пластилина занимает одну из первых ступенек на «лесенке» творческого развития ребенка. Для конкурса «Русская народная сказка».

«Зимний пейзаж» в технике «бумажный туннель»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

в технике «бумажный туннель»

Методическая разработка мастер-класса

с мультимедийным сопровождением

педагог дополнительного образования

Рекомендовано методическим советом МБУ ДО ЦДТ от 01.01.2001 г.

Составитель: , педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества» Киселевского городского округа

Методическая разработка мастер-класса с мультимедийным сопровождением «Зимний пейзаж в технике «бумагопластика»

Содержание методической разработки «Зимний пейзаж» в технике «бумажный туннель» знакомит с одной из разновидностей «бумагопластики». Теоретический материал, используемый в мастер-классе, систематизирован, изложен максимально просто и четко. Мультимедийное сопровождение совместной деятельности усиливает эффект визуального восприятия получаемой в ходе мастер-класса информации. Методические пояснения по ходу изложения содержания улучшают понимание особенностей организуемой деятельности в ходе мастер-класса.

Предлагаемая разработка предназначена для педагогов разных типов образовательных учреждений, работающих с детьми с ОВЗ. Кроме того, данная разработка будет интересной всем любителям, занимающимся прикладным творчеством и желающим освоить новую для себя технику.

«Зимний пейзаж» в технике «бумажный туннель» [текст]: методическая разработка / , МБУ ДО ЦДТ тел. (38464) 2-00-43, адрес: г. Киселёвск, ул. Унжакова, 4

Творчество – это индивидуальная психологическая особенность ребёнка, которая не зависит от умственных способностей и физических ограничений. Творчество проявляется в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Самоделки из бумаги интересны, разнообразны, оригинальны и всегда привлекательны для детей. Из бумаги дети с удовольствием мастерят игрушки-сувениры, подарки, открытки к праздникам для своих близких.

Бумагопластика – это одна из технологий обработки бумаги. Её название говорит о том, что работа основывается на одном из свойств бумаги – пластичности, т. е. способности «запоминать» форму. Техника «бумагопластика» применяется для создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги. Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.

Читать еще:  Джемпер с большим воротом

Бумагопластика активно используется педагогами в работе с детьми, так как она развивает у них способность работать руками под контролем сознания; в ходе выполнения изделий совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, происходит развитие глазомера; работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Особенно полезно использовать данную технику в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Так как одной из главных задач обучения и воспитания этой категории детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, занятия бумагопластикой как нельзя лучше развивают творческую культуру «особенного» ребенка, в частности, происходит развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового.

Из вышесказанного следует, что цель занятия прикладным творчеством с детьми с ОВЗ — это развитие положительного эмоционального и социально-адаптивного поведения детей, формирование у них позитивных качеств, развитие познавательной активности, путем вовлечения в творческую деятельность.

Наиболее продуктивной формой работы с детьми с ОВЗ, на наш взгляд, является мастер-класс, позволяющий максимально реализовать вышеназванную цель и сблизить педагога («мастера») и ребёнка.

Цель предлагаемой методической разработки – описание использования техники «бумажный туннель» при изготовлении объёмной композиции.

Содержание методической разработки знакомит с техникой «бумажный туннель». Теоретический материал, используемый в мастер-классе, систематизирован, изложен максимально просто и четко. Язык методической разработки четким, лаконичным, грамотным, убедительным.

Мультимедийное сопровождение совместной деятельности усиливает эффект визуального восприятия получаемой в ходе мастер-класса информации. Презентация к мастер-классу выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint (2007), проста в использовании.

Преимуществом данной разработки являются методические пояснения по ходу изложения содержания, которые улучшают пониманию особенностей организуемой деятельности в ходе мастер-класса. Кроме того, предлагаемое для выполнения изделие не требует от участников специальной подготовки и особых навыков.

Предлагаемая разработка предназначена для педагогов разных типов образовательных учреждений, работающих с детьми с ОВЗ. Кроме того, данная разработка будет интересной всем любителям, занимающимся прикладным творчеством и желающим освоить новую для себя технику.

«ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ» В ТЕХНИКЕ «БУМАЖНЫЙ ТУННЕЛЬ»

Цель: знакомство с технологией изготовления объёмной композиции в технике «бумажный туннель»

1. Познакомить участников с техникой «бумажный туннель».

2. Обучить технологии изготовления объёмной композиции в технике «бумажный туннель».

3. Развивать мелкую моторику, интерес к творческой деятельности; умение видеть красоту окружающего мира.

4. Прививать аккуратность в работе; любовь к природе.

Участники: учащиеся 8-10 лет

Продолжительность: 2 часа

Материалы: ватман, бумага цветная, бумага офисная, картон цветной, клей-карандаш.

Инструменты: ножницы, карандаш, линейка.

Ход проведения мастер-класса

1. Организация группы.

(СЛАЙД 1) Приветствие участников мастер-класса. Сообщение темы и цели. Знакомство с ходом мастер-класса. Создание положительного эмоционального настроя на работу.

(СЛАЙД 3, 4) В изготовлении объёмной композиции «Зимний пейзаж» используются элементы техники «бумажный туннель».

(СЛАЙД 5) Название этой техники происходит от английского названия «tunnel book», которое появилось в обиходе после создания поделок в этой технике в ознаменование завершения строительства первого в мире подводного туннеля под рекой Темза в Лондоне в 1840 году. Суть заключается в создании многослойных бумажных конструкций; сочетание нескольких вырезанных объектов, пространственно разделённых, создаёт потрясающий объёмный эффект, иллюзию глубины и перспективы.

Возможность сочетать в создании бумажных туннелей различные техники: вырезание, аппликацию, скрапбукинг и т. д., открывает просто безграничные возможности для творчества. Весьма обширен и диапазон изделий, которые можно изготавливать в технике бумажный туннель: открытки, кубы, книги, панно и т. д. Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.

Техника бумажного туннеля помогает раскрыть азбуку бумажного творчества, в умелых руках простой лист бумаги может превратиться в настоящее произведение искусства. Туннели бывают нескольких видов: простые и сложные. Простые туннели – это когда вырезается прямоугольник или круг в центре плотной бумаги или картона. Туннель обычно похож на книжку или многослойную открытку. Сложные туннели – это когда некоторые части подделки двигаются, переворачиваются или крутятся.

(СЛАЙД 6) Предлагаю приступить к работе по созданию «Зимнего пейзажа».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector