1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шестиканальный усилитель звука

Шестиканальный усилитель звука

Идея создания шести канальной акустической системы существовала давно. Задавшись целью, я детально изучил характеристики звуковой карты и узнал, что она поддерживает целых 7каналов звучания. Так как неплохо разбираюсь в электрических схемах, я решил создать акустику 5.1 для компьютера. Для этого был задействован старенький китайский домашний кинотеатр, который был подключен к компьютеру в двухканальном режиме РС.

Чтобы сделать качественный звук мне понадобились: из инструментов отвертка, кусачки и паяльник, а из материала провод, акустический кабель с RCA-разъемами, и двухканальные переходники.

Очень важно! Обязательно выключайте любую электротехнику от сети перед тем, как будете ее разбирать, дабы не получить поражения электрическим током.

Отключив провода, я приступил к снятию верхней крышки, чтобы посмотреть на усилители звука. Нужно было взглянуть, можно ли вообще воплотить задуманное в жизнь. И вот что открылось моим глазам:

Буду выражаться как можно более простым языком для тех, кто в этом ничего не понимает, но мысль его заинтересовала. На фото 4 показано все устройство домашнего кинотеатра. Большая часть его составляющих мне не требовалось. Интересующей деталью является плата в верхней левой части фото 4. Это и есть блок усилителей, отвечающих за объемное звучание 5.1. Мне нужно было подвести шесть линейных сигналов звуковой карты к данному блоку. Благо на плате есть разъем с надписями всех каналов, к котором подходят сигналы с проигрывателя.

С этим разобрался, но теперь возник другой вопрос. Как сделать так, чтобы аккуратно подключать шесть RCA-кабелей с компьютера. И тут мне помогут линейные входы кинотеатра, которых как раз было много.

Из всех разъемов я выбрал наиболее подходящие, предварительно нацарапав возле них номер будущего входа. Затем они были вообще отсоединены от платы, чтобы не было замыкания в дальнейшем:

Теперь предстоял самый ответственный момент: припаять провод к каждому разъему и соединить с блоком усилителей.

Припаянные провода я соединил в разъеме, идущем от усилителей согласно цветности канала, питание для усилителей тоже пришлось подводить зеленым проводом

Вот такой оказалась вся работа. На фото 12 видно, что к проигрывателю подходят RCA-кабеля, которые белым проводом соединяются с разъемом, идущим от усилителей:

В компьютере были задействованы все три выхода звуковой карты, передающие по два звуковых канала: два фронтальных, два тыловых, центр и сабвуфер. Разделить выход на два канала помогла вот такая штучка:

С задней стороны компьютера все выглядит вот так:

Работой остался более чем довольным. Качество звука не сравнится с прежним.

Шестиканальный усилитель звука

Схемы таких устройств, включающих блок питания, электронный индикатор уровня, коммутатор входа, встречаются очень редко. Описываемый ниже шестиканальный усилитель звука позволяет усиливать сигналы, поступающие с DVD-проигрывателя, звуковой карты, например, компьютера.

Устройство содержит один сабвуферный канал (40 Вт) и пять идентичных по 22 Вт. Все каналы снабжены однополярным питанием с напряжением 15,5 В. Последнее обеспечивается транзисторным стабилизатором. Напряжение можно сделать большим, но превышать 16,5 В нежелательно – если оно достигнет величины 18 В, то все каналы практически гарантированно выйдут со строя.

Поступление сигнала на вход устройства происходит через разъемы, которые устроены сзади корпуса. Есть возможность подключения сигналов сразу от двух источников; переключение между ними производится с использованием электромагнитного реле. После сигнал проходит фильтр, в котором происходит обрезание частот больше 20 кГц, и далее поступает к усилителям мощности.

Читать еще:  Гелевый освежитель воздуха

В усилителе нет темброблоков и регуляторов громкости. Сделано это из-за того, что большинство существующих DVD-проигрывателей и все звуковые карты ПК позволяют выполнять такие функции имеющимися у них средствами. Но если есть необходимость, то в схему дополнительно можно ввести регуляторы. Выходы каждого канала усилителя имеют индикатор уровня сигнала, устроенный с использованием светодиодов.

В особенностях данного шестиканального усилителя звука – отсутствие радиаторов отвода тепла от регулирующих транзисторов, микросхемы УМНЧ. С проблемой успешно справляется шасси усилителя, сделанное из дюралюминия. Приборы установлены без диэлектрических прокладок, что делает отвод тепла более быстрым и надежным.

У блока питания усилителя имеются определенные особенности. Регулирующий транзистор размещен с использованием схемы общего эмиттера. Такое отличие позволяет увеличить КПД усилителя. Кроме того, в схеме имеется два выпрямителя переменного напряжения: один является основным, второй – вспомогательным (питает каскад на транзисторе). Наличие второго выпрямителя увеличило экономичность стабилизатора, исключило установку радиатора под транзистор VT5.

Используемый в усилителе транзистор КТ863А обладает очень ценными параметрами: большим максимальным током (10 А) коллектора; большим коэффициентом передачи тока базы (больше 100); небольшим напряжением насыщения коллектора-эмиттера (меньше 0,3 В).

Благодаря этому обеспечивается нормальная работа стабилизатора уже при небольшом превышении (0,5 В) напряжении, поступающем на вход.Транзистор КТ863А может быть заменен на КТ819, но с приемлемыми характеристиками.

Диоды основного выпрямителя могут быть любыми, выдерживающими ток более 10 А. Их обратное напряжение должно быть больше 35 В.

Пяти-шестиканальные усилители

Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Ground Zero GZTA5120X | Audison SR5 | SoundStream STL6.620 | Audio System X-ion 70.6 Plus | Alpine MRX-V60 | Precision Power PC740.5

ШЕСТИРИЧНАЯ СИСТЕМА

По жизни мы пользуемся системой десятиричной и знаем наверняка: число из второго десятка уже нельзя написать одной цифрой. Нет, правда, вы сами попробуйте…

Исходя из такой логики, в автозвуке как ветви цивилизации система счисления шестиричная. Если каналов требуется больше, нужен второй знак. То есть корпус. Были единичные попытки произвести на свет семи- и восьмиканальные аппараты, и потому мы и помним их имена (Soundstream DaVinci и Phonocar Dream), что они остались в одиночестве.

Так что всё, что больше четырёх, у нас требует второго знака. И тут уже не так важно, на сколько больше четырёх, на один канал или на два. По крайней мере, так до сих пор считалось.

Между прочим, как удалось выяснить, исторически первым многоканальным автомобильным усилителем был 6-канальный, его построил в 1987 году Стивен Манц, владелец компании Zed Audio для Hifonics.

А как теперь? Сколько всё-таки «вешать в каналах», пять или шесть? Принято считать, что лучше — когда шесть, хотя разница невелика и проявляется далеко не во всех инсталляциях. Типичный случай: четыре канала нужны для фронта и тыла, два используем для сабвуфера, требующего больше мощности, по этой же причине последние два загоняем в мост. А раз так, можно организовать мост уже внутри, тогда при взгляде со стороны каналов будет как бы пять, просто один — мостовой и мощнее всех остальных, функциональные возможности многоканального усилителя от этого почти не уменьшаются.

Читать еще:  Это самый простой и быстрый способ отварить яйца вкусно и красиво

Опять это слово-уступка «почти». Для работы в традиционной схеме разницы, действительно, никакой. Но пятиканальный усилитель не может работать с передним басом (стерео), и также к нему нельзя подключить трёхполосный фронт по способу три-ампинга. (У нас это называется «полная поканалка», но мне проще говорить «би-ампинг» или «три-ампинг», — сразу ясно, сколько усилителей работают на акустику левого/правого канала.) Первая задача легко решается с помощью любого шестиканального усилителя, вторая — не любого, а такого, у которого фильтры располагают соответствующими возможностями, но условие, чтобы аппарат изначально был шести-, а не пятиканальным, остаётся в силе.

Раз уж я упомянул фильтры, давайте вспомним, какие к ним предъявляются требования в зависимости от схемы подключения, чтобы можно было идти дальше. С тем вариантом использования, который мы называем «традиционным» (см. выше), всё просто. Фильтр НЧ (LP) в сабвуферном канале (каналах), фильтры ВЧ (HP) во всех прочих, диапазона перестройки от 50 до 250 Гц хватает на все случаи жизни, даже с учётом возникающей иногда необходимости подкорректировать акустику салона. Для би-ампинга фронтов необходимо иметь возможность включить в одной паре широкополосных каналов фильтр НЧ с диапазоном перестройки до 5 кГц, в другой паре каналов можно довольствоваться фильтром ВЧ, но его диапазон перестройки также должен быть расширен до 5000 Гц. При би-ампинге трёхполосного фронта (a.k.a. 2,5-полосное подключение с пассивным делением СЧ/ВЧ) диапазон перестройки фильтров определяется частотой раздела между полосами НЧ и СЧ, здесь верхняя граница не должна быть выше 1000 Гц, в ряде случаев и 500 Гц будет достаточно. При «полной поканалке» (то есть три-ампинге) трёхполосного фронта как минимум в одной паре каналов должен предусматриваться полосовой фильтр с диапазоном перестройки до 5000 Гц поверху (ФНЧ) и хотя бы до 500 Гц, а лучше — до 1000 Гц понизу (ФВЧ). Желательно, конечно, чтобы в басовых каналах (мы сейчас говорим о шестиканальном усилителе) предусматривался подтональный фильтр (сабсоник) с диапазоном перестройки до 120 Гц, тогда к ним можем спокойно подключить не слишком басовитые низы трёхполосной акустики.

А теперь ответьте мне, много ли вам встречалось усилителей, в которых было бы это всё? Мне — мало. Даже совсем мало, учитывая, что шестиканальные усилители в последнее время становятся раритетом. Объясняли мы этот факт просто: если уж у вас такая продвинутая схема, то вам полный резон воспользоваться двумя-тремя раздельными усилителями, а не рассчитывать, что какой-то многоканальник удовлетворит ваши нужды. Многоканальный усилитель всё же ориентируется на потребителя, идущего в мэйнстриме «Фронт/Тыл/Сабвуфер». Однако мы же с вами знаем, что основным (надеюсь, всё же не единственным) двигателем прогресса человечества нынче является стремление купить всё как можно дешевле…

А один усилитель в любом случае дешевле, чем три, которые делают то же самое. Налицо экономия на корпусах, на источниках питания, на соединителях и т.д. вплоть до крепежа. Поэтому чем больше потребитель, даже продвинутый, считает деньги, тем больше должно появиться многоканальных усилителей, рассчитанных именно на него. Так оно и происходит в действительности, хотя, конечно, нельзя сказать, что процесс принял лавинообразный характер, и теперь от шестиканальников с полным набором фильтров просто некуда шагу ступить. И тем не менее из шести усилителей, образовавших группу участников сегодняшнего теста, шестиканальных оказалось двое. Теперь припомните, какая средняя оценка за качество исполнения и возможности фильтров у обычных (двух- четырёхканальных) усилителей. Ну, где-то 7,33, поскольку две трети участников вытягивают по этому показателю на 7 баллов. В сегодняшнем «классе» средняя успеваемость по фильтрам 8,83, то есть почти все получили по 9 баллов.

Читать еще:  Органические рыболовные приманки своими руками

И вот ещё, что интересно. Казалось бы, магистральная линия развития многоканальных усилителей — комбинированная схемотехника. То есть импульсный басовый усилитель (как бы цифровой) и обычные (аналоговые без «как бы») усилители широкополосных каналов. Но в нынешней группе такие не встретились вовсе. Один из участников полностью построен в D-классе, а так, чтобы D и AB в одном стакане, этого не было ни у кого. Это не попытка увидеть тенденцию, просто констатация факта.

И вообще, если вам требуются эксклюзивной мощности каналы сабвуфера и/или фронтов, лучше всё же ориентироваться на моноблок плюс четырёхканальник. Многоканальные усилители, как все уже, наверное, поняли, стараются выдержать в жёстких ценовых рамках, и загонять в них бешеные ватты просто «на всякий случай» никто не станет. Один из участников теста в этом плане даже несколько удивил (не скажу, что приятно), но по большей части для успешной работы с фронтами у них мощности хватает.

Теперь коротко по функциям. Кроме «правильных» фильтров, многоканальному усилителю требуется ещё басовый регулятор в сабвуферном канале. Наличие (или возможность подключения) внешнего регулятора уровня басового канала мы приветствуем, однако его отсутствие недостатком считать не будем: как мне говорили, управлять тембром умеют и головные устройства. Подтональный фильтр также считается бонусом, хотя в некоторых аппаратах его функции выполняет фильтр ВЧ с растянутым вниз диапазоном. Присутствие входов высокого уровня отмечать регалиями не будем, попросту потому, что они есть у всех без исключения участников. Так что по умолчанию считаем, что усилитель располагает входами высокого уровня и умеет работать не только с пятью, но и с четырьмя входами — это стандартная возможность для всякого многоканального аппарата. На всякий случай напомню очевидный факт: у шестиканальных усилителей шесть входов, а у пятиканальных пять (неважно, что там физически два гнезда, по каждому из них приходит один и тот же сигнал). Обычный суммирующий вход устроен таким образом, что при подаче сигнала на одно из гнёзд выходная амплитуда уменьшается в два раза, и это дополнительно расширяет диапазон регулирования чувствительности. По умолчанию считаем, что входной сумматор пятиканального усилителя работает именно так.

На этом с умолчаниями покончено, обо всё прочем придётся говорить явно. И вообще, пора уже начинать, разговор сегодня непростой.

МЁД & ДЁГОТЬ

С «Лидером» всё просто: PPI обходит всех по оснащённости, мало кому уступает по мощности, да и по тщательности исполнения электроники у него конкурентов немного. Дальше получается любопытно: с отставанием в один балл финишировала половина списка. Вот имена этих участников: Audison, Soundstream, Alpine. Общее у них только высокое качество исполнения, остальное, включая предпочтительное использование — разное. Audison лучше всего применять в схеме «фронт би-ампингом + сабвуфер», возможности Soundstream ярче всего проявятся в «полной поканалке» трёхполосного фронта, наконец Alpine рождён для схемы «фронт + тыл + сабвуфер». Логично будет признать всех трёх «Фаворитами» теста, они друг друга стоят.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector