1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Санки из подручных материалов

Санки своими руками

Как только выпал первый снег, выяснилось, что в доме нет такого нужного грузового зимнего транспортного средства, как салазки. Детские санки уже давно «отправились» на заслуженный отдых в кучу металлолома, да и слабоваты они были бы для перевозки тяжестей.

Пришлось взяться за изготовление новых санок, так сказать, хозяйственных — более крепких и приспособленных для транспортировки грузов (рис.1).

В дальнем уголке двора под навесом в складе металлолома отыскал предусмотрительно припасённые на всякий случай дужки от спинок стальных кроватей и какие-то более тонкие трубы.

По ходу изготовления этих санок в голове роился целый набор конструкций подобного назначения, причём уже не универсальных, а специализированных. Но о них — позже.

При конструировании санок предусматривал такие решения.

Во-первых, чтобы при довольно небольших размерах самих санок на них можно было перевозить не только массивные, но и габаритные грузы. Для этого их платформа должна быть выполнена в одной плоскости с передней перемычкой — траверсой. Правда, по ходу работы я решил траверсу установить всё же немного выше платформы, чтобы она служила передним упором для грузового короба. А при необходимости опустить перемычку до уровня платформы большого труда не составит.

Во-вторых, платформа должна находиться довольно высоко, чтобы на санках перевозить и свешивающиеся грузы. В-третьих, платформу нежелательно делать сплошной, а лучше выполнить её решётчатой, чтобы легче и надёжнее крепить на ней грузы, пропуская верёвку не только по краям, но и посередине. Для перевозки же сыпучих грузов (снега, песка) всё равно придётся использовать короб или ящик.

И последнее. Задние концы полозьев желательно тоже немного загнуть — тогда при необходимости можно будет легко сдавать санки назад.

Вот, пожалуй, и все «маленькие хитрости», которые я постарался предусмотреть при изготовлении грузовых санок. Сам же процесс их изготовления, как говорится, — дело техники. Сначала заготовил отдельные детали: полозья из трубы диаметром 30 мм — от металлических кроватей, стойки-порталы — из 20-мм трубы. Важно, чтобы стойки были как можно более одинаковыми между собой, а полозья — зеркально отображёнными. Трубки стоек-порталов загибал в тисках, а потому в местах загибов они немного сплющились и ослабли. Эти места для надёжности пришлось усилить подкосами тоже из трубы, но диаметром поменьше — 14 мм. Хотя как вариант, изображённый на чертеже, это можно сделать и косынками.

Что касается процесса сборки-сварки, то сначала детали лишь слегка прихватил, а после тщательной рихтовки по выставлению параллельности полозьев проварил стыки окончательно и надёжно.

Задние торцы трубок полозьев заделал приваренными заглушками, а передние — концами пластинчатой поперечины-траверсы. Сварочные швы обточил на наждаке и доработал напильником. В траверсе, близ концов полозьев просверлил отверстия (притупив сверлом потолще их кромки) под вожжи. Платформу изготовил из трёх продольно расположенных деревянных планок сечением 100×20 мм. Планки — сосновые, хотя лучше бы их выполнить из не смолистой древесины. Со стойками скрепил их шурупами-саморезами, через предварительно просверлённые одновременно в обеих деталях соответствующие отверстия.

Красил только стальные детали обычным порядком: сначала чистил от ржавчины с помощью металлической щётки и наждачной бумаги; затем обезжирил уайт-спиритом; а в завершение загрунтовал и покрасил эмалью НЦ в два слоя с промежуточной сушкой.

Надо отметить, что санки получились неплохие (рис.1 ), хотя сделал их, можно сказать, на скорую руку.

Ну, а пока делал эти санки, понял, что для перевозки ёмкостей с водой и другими жидкостями они малопригодны, и для этого нужна уже другая конструкция. Однако работу отложил до следующих выходных дней, чтобы без суматохи, в собственное удовольствие, предаться работе с ржавым металлом. К тому времени продумал очередную конструкцию водовозных санок и, обмерив 40-литровую алюминиевую флягу, предполагаемую для использования в качестве тарной ёмкости, даже набросал их эскиз (рис.2).

В ближайший выходной опять с энтузиазмом взялся за дело и уже к обеду закончил изготовление (кроме покраски) ещё одних салазок — водовозных. Размером они поменьше хозяйственных, и по конструкции попроще. У них нет стоек — их заменили ограничители из более тонкой трубы — диаметром 14 мм. В принципе, им даже не нужна и площадка. Полозья у этих санок, выполненные из стальной трубы наружным диаметром 30 мм, плавно переходят в вваренную между ними траверсу из такой же трубы, все три детали смотрятся как единый элемент.

Читать еще:  Брелок на ключи из винной пробки

Руку, как говорят, уже набил, а потому и дело спорилось. Но тут пришли родственники. Они не только положительно оценили мои изделия, но и попросили сделать им подобные.

Не откладывая дела в долгий ящик, принялся за изготовление cледующих санок. По желанию заказчиков они представляли собой симбиоз предыдущих: размерами и конструкцией полозьев — как у водовозных, а стойки с грузовой площадкой — как у хозяйственных. Здесь отмечу, что буквально за день до этого приобрёл приспособление для вытяжных заклёпок. Вот на этих санках его и испытал, прикрепив платформу из 10-мм фанеры к стойкам такими заклёпками.

На изготовленных санках (рис.3 на фото) вечером гости и увезли в свою квартиру мешок с картошкой и овощами, хранившимися в нашем погребе. Вот только краска на санках ещё не успела как следует высохнуть.

И всё же, как ни хороши все предыдущие санки, однако пригодны они только для «снежноукатанных» или «ледовых» дорог. Для снежной целины нужны другие салазки. У нас их называют попросту — волокушей, а вот североамериканские индейцы нарекли их более звучно — тобогган, и это название закрепилось за ними как международное. Волокуша имеет другую конструкцию. Во-первых, у неё нет полозьев, а потому она больше похожа на корыто. В таком исполнении волокуша трудноуправляемая и её «заносит» на каждом повороте, особенно на скорости, когда она, например, прицеплена к снегоходу. Поэтому мои внедорожные салазки представляют собой тоже симбиоз, только теперь санок и волокуши (рис.4). Полозья волокуши, как и у санок, изготовил из трубы наружным диаметром 30 мм, а грузовую платформу-корыто — из стального листа толщиной 1 мм. По бокам корыто имеет борта, а впереди и сзади — траверсы с отверстиями для пропуска верёвок, крепящих груз. Траверсы можно выполнить и как отбортовки днища, например, сложив его края вдвое или даже втрое. Полозья загнуты с обеих концов, то есть конструкция выполнена по принципу «тяни-толкай». Вожжи закрепляются в отверстиях в загнутых концах полозьев, а потом торцы заглушаются деревянными пробками, чтобы в трубы не попадал снег.

Такую волокушу я сделал в подарок своему приятелю-охотнику как прицеп к снегоходу. Сразу не сфотографировал, а теперь уже нет такой возможности.

Санки из подручных материалов

Эти замечательные санки сделал своими руками мастер из Канады для своих внуков. Сам он с супругой предпочитает беговые лыжи, освоить которые детям пока не под силу.

А тем временем зима в Саскачеване (Канада) длится ни много ни мало, а целых пять месяцев, так что зимние виды спорта и отдыха остаются востребованы.

Стоит отметить, что данная конструкция не нова, она весьма популярна в скандинавских странах, но автор проявил большую долю фантазии в процессе поиска материалов, так что санки вышли очень оригинальными.

Итак, чтобы сделать санки из старых лыж, нам понадобится:

1. Материалы:
— доска;
— старые лыжи (лучше широкие горные);
— болты, шайбы, гайки для крепления элементов;
— шурупы по дереву;
— защитное покрытие для дерева по желанию;
— всевозможные металлические пластины и трубки.

2. Инструменты:
— дрель с набором сверл;
— торцовочная пила или ручная ножовка по дереву;
— фрезерный станок или ручной фрезер (можно обойтись без них);
— циркулярная пила;
— рейсмус или ручной инструмент для строгания доски типа фуганка;
— болгарка с отрезным диском по металлу;
— набор торцевых ключей и разводной ключ.



Шаг 1: поиск материалов

Подбор металлических деталей и трубок оказался сугубо творческим процессом. Автор использовал лишь те материалы, что были у него в наличии. Например, металлическая фурнитура осталась от спутниковых антенн, установкой которых он когда-то занимался. Клиенты порой отказывались от услуг, а спутниковая компания не желала материал обратно, так что за годы работы его набралось некоторое количество.

Читать еще:  Икебана для декора на Новый год своими руками

Источником всякого рода металлических трубок стал старый раскладной садовый стул-шезлонг, который давно вышел из употребления.

Лыжи были куплены на распродаже за два доллара, и это, пожалуй, единственная трата на создание санок, не считая олифы.

Дубовая доска — некондиция — в свободном доступе нашлась на местной ферме.

Таким образом, все это богатство автор спас от перспективы отправиться на свалку отходов и обзавелся всеми необходимыми для работы материалами.

Шаг 2: демонтаж рамы садового стула-шезлонга

Первым делом необходимо было разобрать стул-шезлонг. Для этого автор использовал болгарку с отрезным диском по металлу. Он срезал заклепки, которые удерживали стул вместе.

Шаг 3: крепление металлической скобы к лыжам и установка треугольного основания

Работа началась установкой металлический скоб на основание лыж, на которых должна была крепиться сборная треугольная рама.

Чтобы зафиксировать скобы автор проделал по два отверстия в каждой лыже с помощью дрели и прикрутил скобы болтами с плоской головкой так, как показано на рисунке. Как нельзя более подходящие шляпки не должны были мешать скольжению лыж по снегу.




Шаг 4: подготовка и обработка древесины

Автору достались доски, бывшие в употреблении с соседней фермы. К счастью, они оказались дубовыми и крепкими, однако были разной толщины.

Часть из них он распустил вдоль, однако все их пришлось пропустить через рейсмус. В домашних условиях при отсутствии станков можно воспользоваться фуганком и рубанком, чтобы подогнать доски то толщине. Дуб стругать вручную непросто, но обработать таким образом любую другую породу дереву под силу каждому.



Также небольшую фаску можно снять в процессе шлифования, тем более, что без шлифовки здесь не обойтись.

Дубовые заготовки автор шлифовал на станке. Но ручная шлифмашинка также сгодится.

Стоит отметить, что дуб не требует покраски или пропитки и является одной из самых износостойких пород древесины. Однако при желании можно тонировать заготовки декоративным маслом, лаком, морилкой или просто покрасить.

Шаг 5: Создание и установка деревянного основания

Подогнанные деревянные заготовки, предназначенные в качестве вертикальных стоек, отлично подошли под металлическую фурнитуру. Автор закрепил их с помощью болтов.


В верхней части он установил деревянную перемычку того же сечения, что и стойки.

Такая же перемычка была установлена и чуть выше основания, чтобы предотвратить изгибы и перекручивания саней в случае непредвиденных нагрузок. Это также позволит удалить металлическую распорку, которую видно на фото и о которой упоминалось выше, чтобы она не препятствовала скольжению санок.

Наконец вверху была установлена более длинная перекладина, пропущенная через фрезер для того, чтобы за нее было удобно держаться руками. Чтобы избежать раскола древесины вертикальных направляющих, автор просверлил отверстия, прежде чем вкручивать шурупы.


Из более тонких досочек автор устроил спинку для сидения. Это должно было добавить конструкции устойчивость при катании.

Чтобы получилось само сидение, автор изготовил П-образное основание из брусков небольшого сечения и прикрутил семь узких досочек шурупами. А чтобы дерево не треснуло, он предварительно просверлил в местах крепления отверстия.

Шаг 6: установка сидения

После того, как сидение было сделано, автор закрепил его с помощью болтов, просверлив отверстие под них в деревянных стойках так, чтобы концы болтов попали в щель металлической фурнитуры.

Сидение расположено не слишком высоко и находится под углом, чтобы на нем было удобно сидеть и не пришлось сползать вперед в процессе катания на санках.

После присоединение обеих сторон оставалось установить диагональные металлические растяжки для усиления конструкции. Они получились составными, каждая — из пары металлических пластин, которые остались после разборки стула-шезлонга. Пластины между собой автор соединил болтами и закрепил на спинке и сидении так, как показано на фото.


Шаг 7: добавим ремни безопасности

Поскольку санки предназначались для детей, автор самоделки был немного обеспокоен безопасностью своих пассажиров в случае непредвиденного падения.

Читать еще:  Прочистка канализационного слива содой и уксусом

Он добавил к конструкции фигурные коннекторы от спутниковых антенн, закрепив их на вертикальных стойках так, чтобы ремень проходил по диагонали.




Кроме этого «ремень безопасности» может служить защитой багажа от падения, если разместить его на сидении.

Шаг 8: последние штрихи

Конструкции была в целом завершена, осталось лишь добавить на основание полозьев накладки для лыж, чтобы стопы в процессе катания не скользили по дереву. Их автор приклеил резиновым клеем.


Шаг 9: проведение испытание и корректировки

В процессе испытания саней, оказалось, что они не скользят так, как ожидалось. Автор предположил, что проблема заключалась в лыжной пасте для сцепления, которой было покрыто основание лыж. Он удалил ее и нанес водоотталкивающую пасту для скольжения. Только после этого санки по-настоящему заскользили по снегу.

И наконец, для сохранения древесины автор все же использовал олифу, которую нанес в два слоя с разницей в пару часов. Излишки олифы он через некоторое время удалил салфеткой. Он рекомендует повторять эту операцию каждый сезон, чтобы продлить саням срок эксплуатации.

Автор также поделился своими сомнениями по поводу использованных им лыж. В будущем он планирует заменить беговые лыжи на горные, которые имеют более широкое основание.

Самодельные сани для детей и взрослых

Изготовить санки в домашних условиях, можно используя различные материалы. Конструкцию детских саней лучше обговорить с ребенком, для которого они предназначены, если ребенок не совсем маленький. Ведь такая вещь должна нравиться ему. Санки могут иметь элементы, нужные для определенных действий, высокая спинка, широкий подлокотник, широкие полозья, или по финскому образцу, когда сиденье впереди с высокой спинкой, ручка за сиденьем сзади, на полозьях с задней части платформы для ног. Обязательно нужно обсудить из какого материала мастерить.

Материалы для изготовления саней

  1. Главный материал для изготовления саней, это дерево. Желательно иметь доски из хвойных пород. Такой материал наиболее устойчив к температурным колебаниям. Можно воспользоваться и многослойной фанерой, хотя изделие из такого материала, может быстро прийти в негодность. Санки с полозьями, шириной 2-3 сантиметра, можно изготовить из доски нужной длины и ширины, вырезая боковины с полозьями двумя частями, похожими на боковины стульев, которые потом соединяются поперечными планками, формирующими сиденье, на высоте около 20 сантиметров, а также спинку и впереди подножки для ног, на самих полозьях. На доску нужно нанести разметку, соответствующую по длине, и по высоте санкам, с обозначением полозьев, подлокотников и элементами спинки. Вырезав боковины, соединяем их поперечными планками, закрепляемыми в пазах боковин, при помощи клея и для гарантии крепим саморезами. Чтобы усилить санки, полозки покрываем металлическими полосками, сиденье можно «утеплить» любым утеплителем, или сделать подушку из поролона.
  2. Современные технологии не стоят на месте. Умельцы рассмотрели такой интересный материал для создания различных конструкций, как полихлорвиниловые трубы, используемые в быту для водопровода. При наличии уголков и заглушек, тройников и переходников, из них можно собирать все что угодно. Главное сделать предварительно наброски, чтобы было понятно куда и что закреплять, какие части паять. Такие конструкции подходят больше для маленьких детей. Для утепления можно воспользоваться поролоном, отрезком искусственного меха или натуральной кроличьей шкуркой.
  3. Третьим, более взрослым вариантом, является вариант изготовления санок для взрослых и подростков из стальных труб. Используя загнутые трубы вместо полозьев, к ним нужно прикрепить с помощью сварки перемычки, формирующие основной каркас санок. Сверху на него можно положить деревянные планки для сиденья, укрепляя их саморезами. Можно воспользоваться вариантом финских саней. Фактически это стул, установленный на полозья, с креплениями сзади стула для второго катающегося. Мощный каркас из стальных труб позволит использовать такую конструкцию для взрослых.

Для изготовления таких санок, дома нужны инструменты:

  • электрический лобзик,
  • паяльник,
  • шуруповерт,
  • рулетка,
  • саморезы разной длины,
  • клей для дерева,
  • лак древесный, или краска,
  • сварочный аппарат,
  • материалы для утепления.

Умелые руки домашних «самоделкиных» поражают своей фантазией. Конструкция и форма, а также материалы из которых изготавливаются санки, их оформление зависят от умения мастера.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector