0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расписываем фарфоровую тарелку

Краски для росписи фарфора

Здравствуйте, мои дорогие!

В личных сообщениях мне часто задают вопросы о материалах, о красках, которыми я расписываю мои работы. Надёжны ли краски, не смоются ли при пользовании посудой или плиткой? Можно ли спользовать в микроволновой печи? Можно ли мыть в посудомоечной машине? Можно ли чистить абразивными средствами чашечки, тарелочки, керамическую плитку, расписанную вручную?

Я применяю для росписи немецкие надглазурные безсвинцовые краски Ruger & Gunzel и FERRO. Они дороже обычных надглазурных красок для фарфора, но зато моя продукция безопасна для здоровья людей. Для меня этот асрект очень важен. Краски я покупаю устойчивые к кислотам и щелочам. Благодаря этому при эксплуатации изделия не теряют своей яркости и сочности цвета.

О красках. Краска для фарфора состоит из пигмента и флюса, продается в виде порошка.
Флюс – это специальный состав, напоминающий стекло в состоянии порошка, это связующее, которое сплавляется в печи и придает глянец. Пигмент – это краситель. Порошковая краска смешивается с минеральным маслом, его еще называют медиумом, до достаточно густой консистенции. Затем краски смешиваются друг с другом для получения других цветов и оттенков.

Краски и обжиг. В процессе обжига в печи минеральное масло выгорает, флюс расплавляется, а красящий пигмент вплавляется в глазурь, становиться ее частью. В результате рисунок или изображение на фарфоре не потеряют своей яркости за весь срок службы посуды. Еще один интересный момент: краски при обжиге меняют свой цвет, поэтому художник, расписывая тарелку и кружку, должен уже в процессе росписи представлять как будут выглядеть цвета после обжига. Не все краски смешиваются между собой. Это свойство зависит от химического состава краски. Кадмий содержащие краски, как правило дают непредсказуемый результат при смешивании после обжига.

Сложная техника росписи посуды. Фарфор имеет гладкую и скользкую поверхность, при этом не впитывает излишки краски как бумага или холст. Это создает определенные трудности, ведь на гладкой поверхности художнику очень сложно выдержать необходимую толщину слоя краски. Если слой краски будет слишком толстым – краска закипит при обжиге и изделие будет испорчено. Слишком тонкий слой краски при обжиге может выгореть и рисунок на посуде будет блеклым и матовым.

Поэтому, роспись фарфоровой посуды требует определенного навыка и опыта. Можно сказать, что роспись посуды это отдельная специфическая техника в живописи. Я специализируюсь на росписи фарфора и имею опыт в этом непростом деле.

При ручной росписи посуды я применяю почти все известные техники. Совсем необязательно рисунок наносится кистью – иногда я работаю пером, спонжами, различными подручными средствами: зубочистками, ватными палочками, канцелярскими принадлежностями. Это отличительная черта всех художников-керамистов. Иногда используется техника сграффито, т.е когда сначала на фарфор наносится слой краски, а затем процарапывается изображение.

Обжиг фарфоровой посуды. Обжиг – технологически сложный процесс. Фарфоровая посуда после росписи обжигается при температуре 600-800°С, а весь цикл обжига занимает 8-12 часов. Для создания сложного рисунка, может потребоваться несколько этапов росписи и количество обжигов при этом возрастает до 3-5 и более, в зависимости от необходимости. Фарфоровые надглазурные краски до обжига очень легко повредить, поэтому часто возникают сложности с транспортировкой и хранением необожженных изделий. Затем изделия «запекаются» в особой, муфельной, печи. Такие специальные печи для высокотемпературного (до 1800°С) обжига декоративного фарфора и стекла производятся на нескольких фабриках в мире. Я использую печь, произведённую в Кёльне, она имеет особое программирующее устройство для сложных режимов обжига. Фарфор берется самый лучший: производства Императорского фарфорового завода, а также китайский и иранский костяной фарфор. В печи краски прочно вплавляются в глазурь, образуя с посудой единое целое. Такое стеклоподобное покрытие прочное и допускает мытье в посудомоечных машинах.

Создание серийных работ —

Для создания серийных работ я использую как ручную роспись, так и технику горячего деколирования. Она применяется для серийного производства определенного мотива (рисунка) на изделии из фарфора. Деколь — технология, позволяющая перенести изображение с бумажной основы на различные поверхности, в нашем случае, на фарфор, керамику и стекло с последующим высокотемпературным обжигом в муфельной печи. В дальнейшем изделие обычно дорабатывается вручную и обжигается повторно. Таким образом, появляются серийные, но, при этом, индивидуальные, коллекции столовой посуды.

Читать еще:  Ремонт светодиодной лампы

Ручная роспись фарфоровой посуды – это технологически сложный и творческий процесс, требующий предельного внимания, аккуратности, большого опыта и знаний. Процесс очень трудоемкий и затратный по времени. Это одна из причин, почему фарфор ручной росписи так ценится, и ценился во все времена.

Как расписать фарфоровую тарелку

Сделать это нелегко. Чтобы красиво расписать фарфоровую тарелку нужно заниматься этим постоянно. Существуют некоторые тонкости процесса, которые можно освоить только пройдя определенное обучение, при постоянном занятии росписью.

Для росписи подходят фарфоровые тарелки, на которых отсутствуют первоначальные рисунки. Выполняют ее, пользуясь:

  • Красками: подходят силикатные, на водной основе, акриловые; последние самые популярные, так как с ними проще работать;
  • Фломастерами: они должны быть специальными, водостойкими; их сегодня много разных расцветок в продаже;
  • Кисточками: используют несколько видов, лучше из натуральных материалов; требуются широкие и тонкие;
  • Жидкостью для удаления краски: она нужна больше новичкам; позволяет удалять неудавшиеся рисунки, их части.

Расписывать фарфоровые тарелки можно разными стилями, техникой. К примеру, тиффани – получают рисунки, обладающие эффектом трехмерности. Интересна техника: хохломы, в которой преобладают три цвета – красный, черный, золотой; гжели, где рисунки состоят из капель, линий, цветов, сеточек в белом и синем цвете.

Можно наносить рисунок на тарелку точками, буквами, словосочетаниями, фразами. Часто используют для этого геометрические фигуры. Распространенными рисунками являются пейзажи, натюрморты.

Независимо от сложности рисунка, который наносится на тарелку, процесс включает определенную последовательность действий, которые обеспечат качественное выполнение работы. Тарелку вначале обезжиривают, используя спирт, средство, которым моют окна. Затем на ее поверхность наносят грунтовку.

Делают эскиз рисунка на бумаге. Затем, ориентируясь на него, переносят изображение на тарелку. Выполняют это в стиле, который заранее выбран для росписи.

Для новичков проще вначале из рисунка сделать трафарет, затем его перенести, пользуясь простым карандашом, на поверхность тарелки. Далее, ориентируясь на штрихи на ней, начать мазками кистью закрашивать контуры отдельных частей рисунка.

Не нужно бояться сделать что-то неправильно. В первых росписях это может случаться часто. Ошибки аккуратно подтирают ацетоном, оставляя нетронутыми удачные участки.

После рисунок на тарелке закрепляют. Для этого расписанное изделие оставляют сохнуть на воздухе не менее суток. Ускорить процесс можно, используя нагретую духовку. В ней тарелка с росписью будет «готова» за полчаса.

Роспись тарелок и посуды

Еще во времена древних цивилизаций Роспись тарелок и посуды превратилась в настоящее искусство. Тогда декорированием керамики занимались женщины, сегодня украшательством посуды увлечены и мужчины, и дети. Все про роспись посуды – методы, особенности, лайфхаки, подсказки читайте далее.

Историческая справка

Как минимум 6 тысяч лет назад на керамических изделиях появились узоры и орнамент. Скорее всего, зародилось декорирование посуды раньше, но именно этот период истории археологи сумели четко зафиксировать. Тарелки, кружки, различная утварь украшалась магическими кругами, интересными линиями, таинственными узорами. Изображения людей, животных и растений также можно увидеть на найденных в ходе раскопок предметах.

Неолитическая керамика

Роспись была тематической: если, к примеру, керамическое блюдо предназначалось для фруктов, на нем древний умелец изображал фрукты. Надо сказать, что тарелки в древности применяли лишь для подачи блюд, персональных тарелок не было – еду клали сразу на хлебный ломоть. Но посуда, на которую выкладывали основное блюдо, должна была впечатлять.

Считается, что благодаря росписи тарелок активно развивалось изобразительное искусство в целом. Усложнялись сюжеты, оттачивались детали, мастера искали новые цветовые возможности и продумывали искусные узоры и орнаментальный декор.

Основные техники росписи посуды

Техник, которые используются в расписном творчестве, много. Но в топе 4 базовых – знаменитая точечная, роспись по шаблонам и трафаретами, роспись кистями и маркерами. Каждое направление может подразделяться на более узкие. Встречаются и комбинированные техники.

Точечная роспись

Если вы решили заняться росписью тарелок, своими руками можете сделать целое панно из красиво оформленной посуды, которое украсит одну из стен дома. И начинать можно с освоения точечной техники (или point-to-point). Точечная россыпь образует орнамент, который напоминает украшение предмета бусинами или стразами.

Предлагаем вам посмотреть видео, где представлен набор для точечной росписи и мастер класс по росписи тарелки.

Почему начать можно с этой техники? Она не требует особой художественной подготовки. Даже если краски в руки вы в последний раз брали в школе, вряд ли первая проба будет неудачной. Главное в этом деле – терпение, усидчивость, концентрация.

Читать еще:  Шкатулка для украшений

А еще важно соблюдать три базовых условия:

      1. Между точками следует выдерживать равное расстояние – чем меньше, тем техничнее и совершеннее работа.
      2. Размер точек коррелирует с размерами деталей композиции.
      3. Основа успеха – грамотная консистенция краски и твердая рука художника.

Посуда эта вряд ли будет использоваться, но в качестве интерьерного декора она идеальна. Точечная техника предполагает стандартные этапы работы: нанесение на тарелку тонкого слоя праймера, непосредственно роспись (акриловыми красками), покрытие лаковым слоем.

Роспись тарелок по трафаретам и шаблонам

И это тоже оптимальная роспись тарелок акриловыми красками для начинающих. Сначала вы распечатываете трафарет (или покупаете), канцелярским ножиком проделываете в нем отверстия. И это, не удивляйтесь, самая трудная часть работы. Далее вам следует обезжирить поверхность посуды, зафиксировать шаблон скотчем к ее дну.

После этого идет раскраска или тамповка рисунка по трафарету. На готовой картинке можно (по желанию) прорисовать детали либо контур. Если рисовать вы решили акриловыми красками, то просушивать их можно естественным образом, или используя фен либо духовку.

Художественная роспись вручную кистями

Эта техника не так проста, но и результат немало впечатляет. Для работы требуются художественные кисти разноразмерные, акриловый «десант» (краски по стеклу и керамике), можно использовать и витражные запекаемые краски.

Сначала мастер делает подмалевок – рисует на тарелке крупные места композиции. Затем добавляет объем и глубину правильной расстановкой светлых и темных красок, после чего занимается прорисовкой деталей. Начинающим художникам проще стартовать с росписи матовой глазури, на нее краска ложится более ровно. Глянцевая керамика и стекло требуют навыка, проверяют художника «на прочность».

Роспись маркерами по керамике

Роспись декоративной посуды своими руками может предполагать и использование таких самодостаточных художественных инструментов как маркеры. Чем качественнее выбранные фломастеры и маркеры, тем точнее будет изображение.

В этой технике есть свои правила:

  • перед рисованием поверхность требует обезжиривания;
  • линии и контуры прорисовывать нужно мелкими и частыми штришками – так меньше риска ошибиться;
  • рисунок развивается по принципу «от общего к частному».

Техника также допускает возможность использования шаблонов и трафаретов. Большая часть художественных маркеров сохнет за сутки, не нуждается в обжиге, и даже в посудомоечной машинке новый рисунок на тарелке или чашке не стирается.

Этапы росписи

Если вы решили взяться за роспись кружек акриловыми красками, ознакомьтесь с планированием творческой работы – все этапы должны следовать друг за другом.

Точечная роспись. Начало работы

Обобщенные этапы росписи:

      1. Обезжиривание посуды – подойдет для этих целей спирт или средство для мытья окон.
      2. Определение техники. Если есть шаблон/трафарет, их нужно подготовить и наклеить скотчем на тарелку. Если вы делаете точечную роспись, можете нанести ее рисунок предварительно специальным карандашом.
      3. Расписывайте посуду, без спешки и с проверкой краски, кистей (или маркеров на бумаге).
      4. Оставляйте сохнуть на 24 часа. Далее в холодную духовку ставите тарелку, ждете разогревания духовки до 150 градусов, устанавливаете таймер на полчаса и оставляете выпекаться. Затем выключаете духовку и даете изделию остыть в ней. Все готово!

Если посуда строго декоративная, ее можно покрывать лаком (и лаком с блестками тоже).

Роспись тарелок своими руками для начинающих: мастер-класс

Если у вас есть простая стеклянная тарелка, без узоров и рисунка, вы сами можете ее преобразить. Поможет вам в этом несложный мастер-класс.

  • стеклянная тарелка (можно и белая керамическая);
  • синтетические кисти, длинная тонкая и с острым кончиком № 25;
  • акриловые краски – розового, синего, белого и зеленого цветов;
  • обезжириватель.

Далее приступайте к основной работе:

      1. На палитру добавьте акрил синий и розовый, перемешивайте.

      2. Этим цветом произвольно на тарелке рисуйте шарики, которые впоследствии станут розами. Маленькие шарики – маленькие розочки, крупные превратятся в цветы покрупнее.

      3. Даете работе немного высохнуть. После этого к фиолетовому цвету на палитре добавляете белый.

      4. Макаете кисть в полученный цвет, ставите ее кончиком на тарелку, в выбранный нарисованный шарик. Ведете в нужную сторону, на кисть нужно давить, чтобы она оставила отпечаток в виде толстой дужки. В конце кисть медленно поднимаете, дабы остался хвостик. Так вы придаете розочке форму. Темная начальная основа (шарик) будет выглядывать из-за распущенных лепестков.

      5. Такую работу, как прорисовка лепестков, проводите с каждым шариком.
      6. Разводите на палитре синий и зеленый так, чтобы часть синего оставалась нетронутым. Макаете толстую кисть в зеленый, а кончик – в синий (можно и наоборот), ставите мазки возле розочек. Это будут листочки.

      7. Зеленым акрилом, но уже тонкой кисточкой, прорисовываете между розами травушку, тонкие усики. Узор должен быть густым, незакрашенная часть тарелки должна быть малая – только в серединке.

      8. В сиреневую краску на палитре добавляете белый. Так как розочки уже значительно подсохли, небольшие дугообразные мазочки светло-розового цвета ставите на сиреневых фрагментах розы – они создадут объем. Белым прорисовываете к травушке тонкие усики, а на листочках намечаете прожилки.
Читать еще:  Мощная WI-FI антенна из китайского адаптера

Вот и все! Можете покрыть тарелку лаком после ее высыхания. Но тогда она не будет пригодна для использования по прямому назначению. Если же взять витражные краски для запекания вместо акрила, а потом запечь тарелку, она вполне подойдет для кулинарных целей.

Необходимые материалы для росписи

То, чем вы будете расписывать тарелки, зависит от техники росписи, которую вы избрали. Быть может, вам нравятся традиционные русские хохлома и гжель, а может быть, интересной будет техника тиффани (трехмерная роспись) или цельная композиция. В последнее время в фаворе и леттеринг на тарелке, когда на нее наносятся слова и надписи.

Основные же материалы таковы:

  • Спирт или обезжириватель – без него работы не начать.
  • Краски. Два предпочитаемых варианта: акрил и витражные краски. Акрил нужно покрывать лаком, если вы помоете расписную тарелку, вся краска сойдет. Витражные краски требуют последующего запекания.
  • Маркеры. Подойдите в магазин товаров для творчества, там вы найдете неплохой ассортимент художественных маркеров. Работать с ними одно удовольствие, а если вы изначально практикуетесь на бумаге, и уже «набитой рукой» переносите свой рисунок на посуду, шансы на отличный результат высоки.
  • Кисти. Для росписи используется синтетика. В принципе, двух-трех кистей разного размера для начала хватит. Обязательно должна быть в наличии острая тоненькая кисточка с длинным волосом.
  • Лак. Проще работать с аэрозольным бесцветным лаком.

Это основа, с которой вы сможете воплотить в жизнь немалое количество творческих задумок. Роспись керамики очень нравится детям: они просто обожают расписывать тарелочки. И необязательно рисунок на посуде должен быть сложным и детализированным. Если малыш нарисовал то, что умеет, от души и честно, эта тарелочка еще долгие годы будет прекрасным напоминанием о первых художественных начинаниях ребенка.

Советы для начинающих, лайфхаки

Без маленьких хитростей в творчестве – никуда. Начинающие обычно сталкиваются с трудностями, которых могли бы избежать, если бы изначально укрепились теоретическими познаниями.

Это может быть полезным:

  • Никогда не беритесь сразу за фундаментальный труд. Начинайте с трафаретов и шаблонов, которые минимизируют ошибки. А чтобы работа сразу получилась прекрасной, берите тарелку с красивым фоном. Например, на лазурно-голубом блюдце будет прекрасно смотреться белый зайка или цветок, прорисованный по шаблону. А дальше уже можно и усложнять.
  • Если никогда не работали с красками, попробуйте начать с маркеров. Они увереннее держатся в руке, хотя работать с ними, возможно, надо чуть деликатнее. Но маркеры хороши тем, что если вы сделали рисунок на бумаге, то уже на тарелке с большой вероятностью повторите его удачно. К тому же леттеринг на керамике сегодня в моде: интересные надписи и слова можно совместить с увлечением каллиграфией.
  • Помните, что акриловые краски могут быстро высыхать, если вы забываете их закрывать. Акрил не акварель, вода здесь нужна только для того, чтобы промывать кисти (и это нужно делать вовремя).
  • Вы можете создавать тематические коллекции. Например, купить шесть белых обычных тарелочек, расписать посуду в едином стиле с одним и тем же героем. Придумайте своего зайку или мишутку в разных ситуациях: вот он стоит с воздушными шариками, вот герой в именинном колпачке, вот он ест торт и так далее. Сделайте эскизы на бумаге, а потом перенесите рисунок на керамику. Такого авторского набора тарелочек точно ни у кого не будет!

Для многих мастеров скромное хобби стало профессией. Ремесленники не оставляют эту нишу, так как любителей приобрести домой такой эксклюзивный, сделанный вручную интерьерный элемент, немало.

В следующем видео раскрываются лайфхаки для начинающих в точечной росписи.

Помните и о терапевтическом воздействии ручного творчества. Роспись благотворно сказывается на нервной системе, помогает справиться со стрессами и эмоциональными перегрузками. Если посмотреть биографии известных мастеров, увлеченных той или иной росписью, с удивлением отмечаешь, как много среди них долгожителей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector