Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду
Диджериду — что это такое ? Музыкальный инструмент аборигенов
Культура австралийских аборигенов значительно различалась, в зависимости от территории их обитания. Люди, проживавшие в разных регионах, общались на разных языках, пользовались различным оружием, применяли своеобразные инструменты, использовали уникальные стили плетения утвари из трав, владели уникальными художественными стилями, применяли различные церемониальное наряды и имели свои исконные убеждения о сотворении мира.
Музыка, песни и танцы издревле были неотъемлемой частью жизни буквально всех народов мира, не исключая и коренных жителей Австралии. Обычаи австралийских аборигенов объединяют сознание с не всегда объяснимыми ощущениями и законами природы. Это своего рода попытка держаться «корней», не теряя контакта с окружающим миром и стихиями. Примером такого единения может служить традиционная этническая музыка, разливающаяся по просторам континента во время игры на диджериду. Есть предположение, что диджериду – старейший духовой музыкальный инструмент на Земле.
Более 2000 лет под музыку диджериду
Археологические исследования свидетельствуют о том, что диджериду существовало на австралийском континенте более 2000 лет. Доказательством этому служат исследования наскального искусства в Северных территориях. На стенах пещер изображены люди, играющие на инструменте. Свидетельств более раннего его существования на настоящее время обнаружить не удалось.
Диджериду глазами первых европейцев
Первые документальные упоминания о диковинном духовом инструменте принадлежат перу исследователя по фамилии Уилсон, описавшего играющего коренного жителя, которого он встретил на полуострове Кобург на северном берегу Австралии в 1835 году. Он описал изделие, сделанное из бамбука около трех футов в длину. Несмотря на то, что начало заселения европейцами австралийского континента датируется 1788 годом, западное общество относительно недавно смогло познакомиться с этим удивительным древним инструментом. Только к 1912 году была выполнена первая аудиозапись диджериду. Его звук записал сэр Болдуин Спенсер с помощью фонографа и восковых цилиндров.
Европейские этнографические исследования
В 1922 году антрополог Норман Тиндейл провел этнографическое исследование Грут Айленда в северо-восточной части Австралии. А в 1925 году, благодаря исследованиям в поселении Ганбаланье, слово диджериду пришло в обиход жителей Старого Света с подачи ученого Херберта Баседоу. В 1926 году антрополог Ллойд Уорнер начал первые исследования в Милинджимби. Результаты этнографических изысканий были опубликованы в труде «Социальные исследования племени аборигенов». В статье упоминалось о ритуальной «трубе», длиной около четырех футов. Информация о музыке континента начала распространяться по всему миру именно стараниями ученых-антропологов и этнографов. Начатые в начале прошлого года исследования ведутся до сегодняшнего дня.
В 1935 году в поселение Арнемленд состоялся визит антрополога Дональда Томпсона. Его исследования края остаются одними из наиболее важных и существенных работ по изучению культуры аборигенов. Им было собрано большое количество артефактов и предметов уникальной культуры. Историческое наследие аборигенов в наши экспонируются в музеях Мельбурна.
Первая запись звучания диджериду
Среди исследователей жизни и обычаев коренных австралийских племен особое место занимал англиканский священник Адольфус Питер Элькин. Элькин заинтересовался культурой аборигенов и, несмотря на то, что антропология не преподавалась в то время в Австралии, в 1922 году написал диссертацию, на тему обычаев коренного населения континента. В 1974 году Адольфус Питер писал, что, начиная с 1927 года он имел возможность наблюдать за церемониальными танцами корробори, происходившим непременно в сопровождении музыки, но только проведя полноценный анализ собранных материалов он смог по-настоящему оценить разнообразие, уникальность и богатство культурного наследия региона. Эта часть культуры коренного населения в последнее столетие имела ограниченное распространение в Австралии и наблюдалось лишь в Восточном Кимберли и в Северных территориях.
В 1953 году его стараниями вышла виниловая пластинки «Музыка племен Австралии» — первая коммерческая запись звучания диджериду, изданная звукозаписывающей компанией «Folkways Records». В настоящее время любовь к инструменту распространилась по всему миру. Музыканты демонстрируют, как правило, традиционный стиль игры и технику.
Как изготавливали диджериду
Принято считать, что инструмент был распространен исключительно на севере и северо-востоке страны. Но в последние 100 лет диджериду используются и в Квинсленде, и на западе Нового Южного Уэльса и в Западной Австралии. Древесина, наиболее часто применяемая при его изготовлении, относится к семейству миртовых. Наибольшее применение получил эвкалипт косой и эвкалипт длиннолистный.
Термиты
Термиты — примитивные насекомые, которых часто ошибочно называют «белыми муравьями», а на деле они являются родственниками таракана и неоценимыми помощниками в изготовлении одного из самых древних духовых музыкальных инструментов. Некоторые разновидности термитов строят подземные жилища, другие — большие курганы-термитники, но и те, и другие потребляют древесину. В Северной Австралии, термиты питаются сердцевинами живых деревьев, которые и использовали издревле аборигены в качестве полых трубок для изготовления диджериду.
Породы древесины
С давних времен мастерами применялись ветви эвкалипта, полые внутри, вычищенные стараниями термитов. В прибрежных районах Арнемленда применялся преимущественно эвкалипт четырёхкрылый и эвкалипт длиннолистный. Эвкалипт камальдульский предпочитали в Северной Австралии., ближе к Кэтрин и дальше на юг. Инструменты в районе Манингрида были сделаны из многолетних пальм Ливистона. Найдя подходящую полую ветку или ствол дерева, мастер приступает к ее обработке.
В качестве альтернативы выеденных термитами эвкалиптовых деревьев, есть технология изготовления инструмента из бамбука. Сердцевина бамбука выжигается с помощью углей. Многие современные производители в Америке и в Европе делают его из различных лиственных пород, высверленных на токарном станке, из пластика или металлических труб.
Технология обработки
Удостоверившись в полости дерева, с помощью простого постукивания по стволу, мастер оставлял заготовку необходимой длины, очищал ее от коры, с помощью каменного ножа или мачете, полировал поверхность, подготавливал сторону, в которую предполагалось дуть, обрабатывая ее пчелиным воском и начинал тестировать свойства заготовки. Древними аборигенами традиционно в работе использовались каменные топоры, для рубки и обработки дерева. Очистка сердцевины от продуктов жизнедеятельности термитов производилась путем вымачивания заготовки в воде в течении нескольких дней с последующей очисткой палкой. Заготовка должна не иметь сквозных отверстий или трещин, а стало быть, была необходимость в проверке герметичности ствола. Для этого, заткнув с обоих концов инструмент руками, его удерживали под водой в течение двух-трех минут. Если появились пузырьки воздуха, становилось очевидным, что отверстия имеются и их заполняли пчелиным воском. Готовое изделие всячески украшали, нанося традиционные для края орнаменты и узоры.
Применение инструмента
Как выяснили исследования, нет жестких требований к форме или размеру инструмента. Акустические характеристики каждого отдельного образца зависят от длины трубки и ее формы вблизи конического отверстия. Исходя из измерений характеристик образцов, выполненных в различных частях Австралии, становится очевидно, что корпус диджериду выполнялся из полых ветвей или стволов древесины, длиной от метра, до 160 сантиметров.
Звучание диджериду
Самый низкий звук, издаваемый инструментом находятся в диапазоне частот от 70 до 100 Гц. Диджериду производит непрерывный гул. Искусный игрок может модулировать различные сложные ритмические эффекты и даже добиться мелодического звучания. Диджериду является чрезвычайно выразительным инструментом, способным вызывать разнообразные эмоции, начиная от мрачных или зловещих, заканчивая ощущением беззаботности и радости.
Церемониальное предназначение
Традиционно инструмент использовался племенами в качестве необходимого атрибута при проведении церемониальных ритуалов, в качестве подражания звукам природы, для общения с духами, для изучения окружающего мира. Исполнитель использует уникальные игровые техники звукоизвлечения, среди которых можно выделить визг, покашливание, ворчание, так необходимые для сходства с звуками определенного животного, чтобы в рассказе об охоте реалистично имитировать его.
Особенности звукоизвлечения
Еще одной уникальной особенностью диджериду является наличие несъемного мундштука. Он достигает диаметра 3-4 сантиметров, в исключительных случаях может быть и больше. Играя, необходимо, чтобы практически вся поверхность губ музыканта вибрировала, для извлечения низких звуков. Сам мундштук, как правило, выполнен из пчелиного воска или эвкалиптовой резинки, жестко зафиксированной на узком конце диджериду. Опытный исполнитель может производить устойчивый гул в течение нескольких минут. Существующие техники дыхания позволяют музыканту поддерживать ноту, не останавливаясь, чтобы перевести дыхание. Круговое дыхание известно многим кларнетистам, саксофонистам и свойственно для разнообразных духовых инструментов мира.
Музыкант может добавлять сложные ритмические эффекты к гулу путем манипулирования губами, языком, щеками, гортанными мышцами и диафрагмой. Некоторые выдающиеся исполнители могут играть ритм и контр-ритм одновременно. Несмотря на то, диджериду является инструментом, предназначенным для получения одного основного тона, который зависит главным образом от длины диджериду, специальные техники игры способны добиться очевидного изменения его высоты. При пении в инструмент можно добиться целого ряда гармонических эффектов, например, извлечь звук целого аккорда. Этот прием часто используется музыкантами, играющими на металлических духовых инструментах.
Диджериду и современность
Диджериду невероятно универсальный инструмент, который, как показывает время, хорошо приспосабливается к различным музыкальным стилям. Так, в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого века его применение распространилось по Европе и Америке. Звук исконно австралийского инструмента в сочетании с европейскими мелодическими образцами, такими как гитара, флейта, скрипка или кларнет, стали применяться музыкантами, исполняющими музыку в различных стилях по всему миру.
Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду
Сегодня мы попытаемся изготовить таинственный и сакральный музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду. Кто не знает диджериду лучше изготавливать из эвкалипта. Помогает в изготовлении этого музыкального инструмента сама природа, а точнее насекомые термиты. Они выгрызают сердцевину у дерева, и остается найти его и удалить опилки. Готового ствола эвкалипта и термитов у нас не оказалось. Но в любом городе, можно купить, или по крайней мере заказать через интернет, бамбук. Еще важной составляющей в этом сакральном инструменте является эстетическая сторона материала. Бамбук очень приятно брать в руки. По-хорошему говоря его можно сделать из пластиковой водопроводной трубы. НО игра на таком инструменте вряд ли будет доставлять удовольствие. Итак, начнем.
Нам понадобится палка бамбука диаметром где-то пять сантиметров и длиной полтора – два метра. Далее обвязываем веревкой (совершенно любой, какую найдете) каждое сочленение. Сочленений может быть разное количество – это зависит от места, где произрастал бамбук.
Обвязку сочленений нужно производить как можно туже. И таким образом, чтобы потом завязать узел. Далее все ветки веревки сместить к месту сочленения. Таким образом, мы добиваемся жесткости, чтобы бамбук не треснул в процессе изготовления инструмента.
После этих простых манипуляций получаем бамбуковую палку, обвязанную около всех сочленений.
И как видно на предыдущем рисунке, подготавливаем приспособление дня проделывания отверстий в сочленениях. Мы берем простую арматуру где-то диаметром восемь – десять миллиметров и размером чуть меньше нашей заготовки. Арматуру нужно заточить как отвертку.
После того как все у нас подготовлено, можно передохнуть и попить чая и после отдыха с новыми силами приступить к завершающей части изготовления таинственного инструмента – диджериду.
Берем в одну руку заточенную арматуру, а в другую заготовку из бамбука и уверенными движениями пробиваем отверстие по кругу. Далее, проделываем отверстия во всех оставшихся переходах. Нужно стараться добиваться результата без зазубрин внутри. Эта гладкость обеспечит более ровный и приятный звук во время игры.
На этом изготовление инструмента диджериду из бамбука закончено. Желаю приятной игры и скорейшего обучения различным стилям выдыхания воздуха. Говорят, этому учатся от несколько месяцев до нескольких лет, в зависимости от ваших талантов.
Австралийский музыкальный инструмент диджериду: что это такое и как на нем играть?
Содержание статьи
- Австралийский музыкальный инструмент диджериду: что это такое и как на нем играть?
- Какие музыкальные инструменты считаются самыми трудными
- Музыкальные инструменты народов мира
Диджериду: внешний вид и особенности
Название «диджериду» придумано европейцами, посетившими австралийский континент. Оно напоминает звуки, которые издает эта длинная трубка. Сами аборигены называют свой национальный инструмент «йедаки». Внешне он напоминает длинную широкую трубу или дудку. Узкий конец берется в рот для извлечения нужных звуков, раструб на противоположном конце умеренно широкий.
Инструмент изготавливается очень просто. В период засухи прожорливые термиты выедают эвкалиптовые деревца изнутри, оставляя прочную оболочку. Аборигены находят их, срезают, очищают внутренние полости от трухи, по необходимости подрезают или обтачивают. Длина диджериду варьируется от 1 до 3 метров. В некоторых случаях узкий конец снабжается мундштуком, изготовленным из пчелиного воска. Снаружи трубка украшается узорами в ярких контрастных тонах. Чаще всего используются черные, красные, желтые краски. По рисунку на диджериду можно определить, какому племени принадлежит инструмент. Музыкальные трубы широко распространены на севере Австралии, их используют в ритуальных и обрядовых целях.
Звук йедаки европейцы определяют как «громкий и странный». Каждая трубка способна извлекать всего одну ноту, но благодаря особенностям строения и мастерству исполнителя, тембр может варьироваться. В этом смысле диджериду напоминает такие инструменты, как варган или орган. В какой-то степени он напоминает человеческий голос с его богатством модуляций. Во время обрядов йедаки создает определенную мистическую атмосферу, позволяя слушателям впадать в транс.
Современная медицина считает, что игра на йедаки очень полезна. Она тренирует дыхание, увеличивает объем легких, помогает избавиться от храпа, заболеваний верхних дыхательных путей. Упражнения с музыкальным инструментом снижают сонливость и способны предупредить апноэ сна.
История инструмента
Диджериду – достаточно древний инструмент, но точное время его изобретения неизвестно. Этнографы полагают, что изделие символизирует радужную змею Юрлунгур. На это указывает форма инструмента и его яркая окраска.
Древние племена использовали йедаки в одном из главных ритуалов – Корабори. Монотонные мощные звуки с заметной вибрацией способствовали вхождению в транс. В обряде участвовали исключительно мужчины, они разрисовывали тела цветными узорами, украшали себя перьями и амулетами. Существует мнение, что диджериду использовался и в брачных играх: звук инструмента оказывал определенное воздействие на женщин.
Как играть на диджериду
Большинство европейцев, пытающихся извлечь звук из диджериду, получает нечто, напоминающее гул пионерского горна. Звук получается резким и неприятным, вряд ли подходящим для религиозных ритуалов. Однако мастера умудряются извлекать нужную ноту, заставляя ее вибрировать.
Сложность состоит в том, что для игры необходимо натренировать дыхание. Оно должно быть непрерывным, сила звука зависит от интенсивности и глубины вдоха, а также от объема легких. Аборигены практикуют специальное упражнение, имитирующее фырканье лошади. Освоив движения щек, губ и языка, можно начать практиковаться в игре.
Мундштук берется в рот, после глубокого вдоха следует сильный равномерный выдох. При этом мышцы должны быть расслаблены. Чем интенсивнее дыхание, тем громче звучит диджериду.
Основной прием игры – передувы. Воздух равномерно выдыхается короткими или более долгими толчками, непрерывность таких выдохов создает определенную мелодию. Дополнительные обертоны можно извлечь при помощи языка, перемещающегося при передуве. В промежутках музыкант может пощелкивать или постукивать языком о мундштук. Некоторые исполнители прерывают игру, имитируя голоса животных. Все эти звуки должны объединяться в продуманную композицию.
Гамму в различной тональности из инструмента извлечь не удастся. Он способен издавать всего одну ноту. Какую именно – зависит от параметров инструмента. Огромные, упирающиеся в пол трубы с узким горлом издают низкие басовитые ноты, короткие и широкие звучат высоко и пронзительно.
Древний инструмент в современной аранжировке
Западные музыканты открыли для себя диджериду в начале прошлого века. Современные инструменты достаточно разнообразны: кроме классических вариантов существуют модели с широким раструбом, удлиненные, укороченные, спиралевидные. Еще одна популярная вариация – диджебокс, объединяющая несколько труб с разным звучанием.
Интересный вариант – диджерибон. Это гибрид классического диджериду и тромбона. Он состоит из двух вставленных друг в друга трубок, похожих на телескопический механизм. Инструмент изготавливается из алюминия и раскрашивается в традиционные для австралийских аборигенов цвета: красный, черный, желтый. Благодаря телескопическому механизму во время игры музыкант может менять длину трубки, варьируя громкость и тональность звучания.
Существуют и другие варианты инструмента:
- диджериду с отверстиями, внешне напоминающий флейту;
- йедаки с клапанами как у саксофона;
- инструмент с очень длинным мундштуком овальной формы и равномерно расширяющимся раструбом.
Благодаря модификациям обычная труба может издавать несколько вариантов звуков. Играть на таких диджериду сложнее, зато опытный музыкант может воспроизвести новые интересные мелодии. Такие инструменты не используются в обрядовых целях, их назначение: создание музыкальных композиций в сочетании с ударными, гитарами, синтезаторами.
Первооткрывателем диджериду для западного мира стал музыкант и композитор Стив Роуч. Он учился искусству извлечения звуков из йедаки у представителей австралийских племен. Направление развил Ричард Джеймс, предложивший собственную обработку звучания диджериду. Созданная им композиция в стиле этно была очень популярна в британских ночных клубах.
Сегодня на австралийской «дудке» играют представители самых разных стран. Среди популярных исполнителей француз Залем Деларбр, сочетающий технику битбокса со звуковыми процессорами. Музыкант является основоположником стиля вобблинг.
Дубравко Лаплайн из Хорватии предпочитает гигантские диджериду длиной до 7 м. Игра отличается мощностью звучания и разнообразием: музыкант часто отрывается от мундштука, дополняя композицию собственным голосом и целой комбинацией звуков, создаваемых диафрагмой. Один из самых известных популяризаторов диджериду, австралиец Чарли Макмахон изобрел особый микрофон, предназначенный специально для этого инструмента. Прибор регистрирует звук прямо в ротовой полости и существенно усиливает его. Макмахон основал группу, играющую на диджериду, гитарах и синтезаторах и исполняющую музыку в стиле нео-фолк.
Диджериду популярен и среди российских исполнителей этно-музыки. Алексей Клементьев, один из популяризаторов этого инструмента, предпочитает перкуссионный стиль, продолжающий традиции европейских исполнителей. Музыкант основал диджериду-школу в Казани, выступает на выездных концертах и шоу. Московский исполнитель Роман Термит – основатель школы «Австралия» и ежегодного фестиваля диджериду. Музыкант не только пропагандирует инструмент, но и разработал авторские пособия, обучающие игре на нем.
Диджериду – один из самых древних инструментов, удачно вписавшийся в современные музыкальные стили. Благодаря эффектному внешнему виду и необычному звучанию австралийская труба не останется незамеченной на фольклорных фестивалях и концертных площадках.