0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лепка барельефа своими руками

Создаем гипсовый барельеф Сон

Пришло время нам опять что-нибудь слепить. Пейзажи были, людей лепить сложно, попробуем что-то посередине. Мастер-класс не простой, но и не сложный, он скорее трудоёмкий. Будет включать несколько техник, может кому-то пригодится. Прочитав слово трудоёмкий, думаю нас покинет основная масса праздно читающих и останутся только преданные делу гипсоковыряния сторонники и пыльных дел мастера. Оно и к лучшему, в этой работе есть некоторая специфика.

Приступим. Для начала немного пофантазируем, это не вредно, как говорится. Замечу, что для творческого процесса фантазия необходима, и её, как и технические приёмы и навыки, тоже нужно развивать, иначе всю жизнь придётся копировать чужие работы. Попробуем что-нибудь из сказок. В русском фольклоре есть три вещие птицы — Сирин, Алконост и Гамаюн. Кто за что отвечает, можно посмотреть в Википедии. Какую-то из них и слепим. Какая именно будет изображена, пусть каждый решит для себя сам, тем более, что явных отличительных признаков у них нет. Известные образы копировать не будем, раз уж взялись фантазировать. Сделаем своё, оригинальное. Нужен образ. Он должен быть в голове и по возможности уже созревшим и оформившимся. Пусть она спит. Устала, да и вообще ночь. Называться работа будет «Сон».
Прежде всего, конечно, нужен эскиз. Несколько набросков, готово.

Доска для рельефа у меня заготовлена заранее, 40х90 см. на ней останавливаться не будем. Берите обычный гипсокартон, влагостойкий, зелёный. Для лучшего масштабирования и размещения изображения можно поступить так.

Теперь перерисовка на доске в натуральную величину. Набросок приблизительный, но если любите порисовать, то лишним это не будет. Я люблю.

Проходить бетонконтактом на этот раз я не буду. Техника нанесения будет другая и не нужно замазывать рисунок. Он пригодится в деталях. Если после карандаша пройтись строительной грунтовкой, рисунок закрепится. Его можно будет дорисовать, но стереть уже будет сложно.
Теперь главное и самое сложное. Будем лепить лицо. Именно лепить. Пластилин. Скульптурный, телесный, твёрдый. Размечаем на отдельной доске размер, черты и вперёд. Может получиться не с первого раза, но каждый последующий будет лучше. Если в пластилине получается не сразу, представьте, как всё это сделать сразу в гипсе. Будем считать это разминкой перед работой, настроем на наш рельеф. Лицо готово. Подробно этот процесс не описываю, иначе мастер-класс будет бесконечным, но для тех кому интересно можно посмотреть другие мои мастер-классы, там есть лица более подробно.

Теперь лицо нужно заформовать и отлить в гипсе. Формуйте любым известным вам способом. Для тех, у кого навыков нет, можно опять же посмотреть мой мастер-класс по формовке Грифона. Весь процесс довольно подробно описан и материалы самые доступные. Повторюсь, можно делать лицо своим способом. Главное, чтобы вас устраивал результат. Делайте из самозастывающих материалов, запекаемых и т.д. Нам нужно в итоге лицо из твёрдого материала с возможностью дальнейшей покраски. Моё готово.

Теперь всё легко и просто. Накрываем тонкой прозрачной клеёнкой доску, с обратной стороны фиксируем бумажным скотчем, прикладываем лицо.

Начнём с левой стороны, дальнее крыло. Шприцеванием намечаем контур. Я использую смесь Пуфаса и Унифлота 50х50 на клеевом растворе. Контур чуть меньше реального размера, потом добавим перьями.

Когда немного подсохло заливаю гипсом, марка Г-16. Получается ровная плоскость для формирования крыла.

Через 20 мин. гипс схватился, формируем приблизительный рельеф. Это заготовка крыла, поэтому не в полную толщину, с учётом, что крыло дальнее, значит изображение при приближении деталей ещё будет утолщаться.

Когда высохнет, легко снимается с клеёнки. Аналогично делаем контур правой стороны.

Так же заливаем и формируем приблизительное крыло и плечо. Размещаем наши куски на незапачканной доске. Здесь можно поиграть с кусками и выбрать наиболее выразительное и точное положение. Можно подложить под куски что-то и изменить объёмность рельефа. Пробуйте и ищите.

Теперь ветка на которой она сидит. Дальняя часть потоньше, ближняя более объёмная. Показать округлость формы ветки. Как и предъидущие части на клеёнке отдельными кусками.

Теперь подсоберём всё вместе и выставим толщины и наклоны кусков так, чтобы смотрелось естественно.

Начинаем наклеивать наши куски с учётом расстановки. Сначала конечно лицо которое должно стать головой. Плавный сход на шее. Она будет почти не видна, но должна быть обозначена.

Так же все остальные части. Заготовка рельефа готова.

Теперь без клеёнок, т.к. уже не так сложно. Включаем фантазию и разбрасываем хвост, корректируем перья, толщины и соразмерности. Лапки. Блуждая в дебрях политкорректности я пришёл к выводу, что лучше всё называть своими именами. Нельзя усидеть на ветке без хищного маникюра, поэтому он тоже должен быть.

Читать еще:  Шьем летнее платье с воланами на плечах

Подразбросаем волосы, дорабатываем ветку, перья.

Теперь всё доводим до ума. Помним об основных правилах барельефа. То, что дальше — потоньше, что ближе — более объёмно. Доделываем птицу.

Всё, сидит, спит. Но у нас художественный барельеф, арт-объект, а не документальное фото из Энимал плэнет. Нужно заполнить поле рельефа информацией. В меру конечно. Раз у нас всё-таки девочка, то пожалуй нужны цветы. Опять достаём клеёнку и лепим. Несколько штук, без утяжеления, в качестве фонового дополнения.

Размещаем грамотно, чтобы не перекрывли друг друга. Травка, листики. Не обязательно, чтобы было из реальной жизни, главное, чтобы просто были. Стараемся разнообразить, не делая упорядоченные решётки и заборы. Следим за общим балансом работы. Не должна одна сторона перевешивать другую во всех смыслах слова. У меня так.

Грунтуем. Красить буду маслом, значит и грунтуем маслом. Как всегда: 50% — масляная эмаль строительная МА-115 бежевая, 25% — Уайт-спирит, 25% — масляный лак.

Просушка сутки, можно двое. Заполняем фон. У меня это Индиго на Уайт-спирите. Немножко замажем птичку тоже.

Цветы красным, трава зелёным. Все нанесения краски через две-три минуты протираем или промакиваем тряпочным тампоном. На объёмном изображении это даёт очень хороший результат. Попробуйте и сами поймёте как это работает. У нас везде должен проглядывать наш базовый грунтовочный слой. Иначе, зачем красили.

Берём грунтовочную краску и проходим по тем местам где светит луна, т.е. сверху. Немного на лице и волосах.

Теперь сутки на общую просушку. Потом я взял тряпочный тампон, намочил Уайт-спиритом и прошёл всю работу. Это немного проявило мелкий рисунок и сгладило краски. Работа готова. Чуть просушить и можно вешать на стену, если есть место.

На этом пока всё. Спасибо за просмотр и всем творческих успехов.

Как сделать барельеф своими руками пошагово на стену

Оригинальность, красота всегда были на особом месте в интерьере помещений. Барельеф на стене – выпуклый только наполовину объема рисунок. Изысканность и креатив декора обусловлен правильным расположением на поверхности фрагментов.

Общие характеристики барельефа на стене

Резьба по камню или дереву, как элемент убранства внутренней части помещений появилась много столетий тому назад. Выступающий наполовину объемный декор может изображать любой одушевленный или неодушевленный предмет.

В искусстве создания скульптур существует два понятия: барельеф и горельеф. Их главное отличие в высоте фигур. Например, если фрагмент выступает от поверхности чуть больше половины от своего объема – это горельеф. К тому же элементы горельефа гораздо выше, а некоторые из них могут быть отдельно стоящими.

Барельеф органично вписывается в интерьер при любом освещении (кроме совсем тусклого). Горельефу же наоборот, необходим только рассеянный свет.

Преимущества и недостатки барельефа на стене

Как и другие виды отделочных работ, рельеф на стене обладает своими достоинствами и недостатками. Среди особого преимущества – это возможность создания изображения практически в любом помещении. При соблюдении всех норм в процессе составления и нанесения декоративных орнаментов можно:

  • Замаскировать погрешности в стене, включая значительные перепады;
  • Можно создать целое панно и тем самым занять пустующую стену;
  • Визуально зонировать помещение;
  • Возможность создания уникальных композиций;
  • Индивидуальный интерьер с особым шармом;
  • При желании весь процесс можно осуществить самостоятельно, не прибегая к услугам мастера.

Среди основных недостатков:

  • Наличие определенного опыта, креативности и хотя бы базовых навыков художника;
  • Процесс трудоемкий, щепетильный с прорисовкой и выполнением мельчайших деталей, потому чаще всего все работы доверяют мастерам. Стоимость такой работы довольно высока.

Но все же при наличии большого количества информации с пошаговой инструкцией, создать горельеф на стене самостоятельно можно. Было бы желание и время.

Основные виды материалов, из которых изготавливается барельеф

Изначально, для создания композиций использовали только камень или дерево. Современный выбор материалов намного шире. Сегодняшние элементы можно соорудить ручным способом или литьем. Для барельефа на стене своими руками подойдет практически любой материал, поддающийся резке, лепке, он может быть пригодным для заливки в соответствующую форму:

  • Гипс;
  • Известняк;
  • Глина;
  • Полимерные соединения;
  • Камень;
  • Дерево;
  • Декоративные и другие аналогичные составы.

Для искусственного добавления возраста элементам, на них наносят патину. Для придания дополнительного объема, их покрывают бронзой или позолотой. При этом барельеф гармонично смотрится с кованным железом, камнем. Потому таким декором нередко украшают камины.

Основные виды рисунков для барельефа

Первые изображения барельефа в обязательном порядке должны были содержать в своей композиции фигуру человек. Сейчас этот атрибут необязателен. Тематическая направленность, а также количество панно, габариты зависят от общей площади помещения.

Это могут быть сюжетные композиции, занимающие целую стену или только небольшой угол. Ранее предполагалось, что рельефные объемные изображения актуальны только для классических стилей с присущими им мягкими линиями, вычурными деталями. Популярностью пользуются несколько разновидностей изображений.

Природа (пейзаж)

Данный вид барельефа актуален не только для классики, арт нуво, модерна, ампире или рококо, но и для современных направлений дизайна. Изобразить можно небольшой участок леса либо продумать морской пейзаж. Сюда относятся коралловые поля, косяки рыб, водоросли, образ тритона.

Читать еще:  Лимонный пудинг с вишней

Сакура

Барельефы сакуры на стене относятся к японскому колориту, который могут дополнять изображения драконов. Ветка цветущей вишни органично смотрится на сенах прихожей, кухни. Яркой индивидуальностью обладает целое дерево. Особо выигрывает от такой композиции гостиная.

Ассоциацию с цветами сразу вызывают барельефы розы на стене. Вариантов ее применения превеликое множество, как и разновидностей цветка. В спальне с классическим дизайном будут уместны рельефные панно пышными чайными розами, не забывая их раскрасить соответствующим цветом. Россыпь небольших маленьких розочек подойдет для любой комнаты. Подобрав правильный оттенок, такой орнамент хорошо смотрится с такими материалами, как камень или фактурный кирпич.

Виноградная лоза

Орнамент виноградной лозы подчеркнет изысканность итальянского стиля. Ею можно украшать колонны или пустующие ниши. Лоза белого цвета хорошо смотрится на окрашенных стенах и наоборот, акцентом на белой поверхности послужит цветная лоза.

Яблони

Барельеф дерево на стене в равной степени подходит к любой комнате. Однако с учетом ее размеров с особой аккуратностью нужно отнестись к прихожей. Объемный барельеф в этой части дома способен зрительно уменьшить и без того небольшую площадь помещения.

И другие возможные варианты

Нанесение объемных рисунков на стены может иметь разную тематику. Здесь все зависит от навыков и практического опыта мастера. Чем больше панно с наличием маленьких деталей, тем сложнее и кропотливее труд.

Необходимые материалы и инструменты для создания барельефа на стене

Для лепки на стенах в квартире своими руками потребуются специализированные инструменты, которые можно приобрести в магазинах для художественного творчества или строительных маркетах. В качестве емкости для смешивания раствора специалисты советуют выбрать мяч, точнее его половину. Вывернув его наизнанку, можно сэкономить время на соскабливание и очистку от прошлого замеса и подготовку следующей порции. Кроме того, с такой емкости очень удобно набирать раствор, так как она не имеет углов.

Мастихины – это специальные шпатели в виде лопаточек разной формы. Для создания некоторых элементов барельефа, например, виноградной лозы, понадобятся выпуклые и вогнутые мастихины. Стоят они дороже, потому мастера нередко их заменяют обычными ложками разной конфигурации и объема (кофейные, чайные, десертные, столовые ложки).

Удобны в использовании пластиковые ложки. Придать нужную форму ручки-держателю поможет небольшой нагрев.

Как правило, ложка из алюминия служит основным инструментов, а пластиковая вспомогательным. Для наведения мелкой фактуры на изображении используют художественный нож. Его аналогом может послужить обычный сапожный нож.

Кондитерский шприц с насадками, а также медицинский шприц, помогающий создавать очень тонкие линии. Дополнительно понадобятся кисти по 2 плоских и по 2 круглых. Перед каждым забором следующей порции смеси инструменты (кроме шприцов), предварительно обмакивают в воду.

Подготовительные работы перед созданием барельефа на стене

На предварительном этапе важно подготовить поверхность к процессу. Стену следует очистить от предыдущего покрытия. Оставив слой шпаклевки, загрунтовать и дать хорошо высохнуть. Для того чтобы придать дополнительной прочности барельефы, в более утолщенных местах вставляются саморезы на две трети. Лепестки цветов и прочие аналогичные детали подготавливаются из пенопласта (картона или соленого теста) заранее, после чего их тщательно обрабатывают грунтовкой.

Делают раствор, согласно прилагающийся инструкции. На данном этапе очень важно знать характеристики той или иной смеси. За какое время она схватывается, можно ли в нее добавлять красители и так далее. Если в барельефе присутствуют элементы выпуклостью от 10 миллиметров и больше, нужно сделать каркас из проволоки (армирование). Для изготовления различных элементов используют готовые формы. Если таковые не имеются в продаже, то можно их сделать самим.

Этапы создания барельефа на стене своими руками

Мастера советуют новичкам использовать готовые отлитые детали, которые остается только прикрепить к поверхности. Можно также сформировать выпуклый рисунок при помощи шаблона.

  • На поверхность наносят рисунок простым карандашом. Не имея особых творческих навыков можно воспользоваться готовыми трафаретами, рисунками, нанесенными на кальку, после чего она прорисовывается на поверхности маркером. Также контуры можно обвести при помощи зубочистки;
  • После схватывания смеси, необходимо нанести контур орнамента. Только после этого осуществляют наращивание объема. Шпатлевка должна наносится на отдельные участки. Каждый последующий слой наносится только после полного высыхания предыдущего;

В некоторых случаях требуется создание углубленного изображения. Его можно сделать двумя способами:

  1. Нарастить вокруг изображения слой фона. В конце фон отшлифовывается.
  2. Сделать выемки, соответствующие изображению, при помощи стамески или резца.
  • Накрыв поверхность обычной прозрачно пленкой в случае необходимости прорисовать детали;
  • После высыхания готового рельефного изображения, его окрашивают в нужные оттенки;
  • При помощи наждачной бумаги убрать ненужные неровности.

Особенности создания барельефа из разных материалов

Каждый материал имеет свои особенности в обработке. В интерьерах чаще всего используют гипс или дерево.

Из дерева

Для создания барельефа из дерева кроме исходного материала понадобятся немного другие материалы. Фрезы конической и концевой формы. Первая фреза используется для чистовой отделки полотна, вторая – для черновой работы. Для габаритных панно применяют высокоточное оборудование, включая специальные программы.

Из гипса

Гипс является очень податливым материалом с хорошими техническими характеристиками. Именно с гипса мастера советуют начинать новичкам. При правильных пропорциях раствор получается гомогенным с хорошей схватываемостью.

Читать еще:  Открытка «С любовью»

Крепление готового барельефа к стене

В случае использования готового барельефа, его необходимо прикрепить на стену или на лист гипсокартона. Второй вариант применим, если планируется сделать барельеф съемным.

Необходимо создать единый конгломерат между изображением и основой, удалив любые погрешности. Для прикрепления отдельной картины потребуется специальный клей для плитки. Если изображение габаритное, то его фиксируют при помощи саморезов, гвоздей. Готовое панно следует отшкурить при помощи наждачки. После зачистки всех швов и впадин, поверхность грунтуют и окрашивают водоэмульсионной краской.

Создавать такой декор изначально сложно. Он требует сноровки, терпения и усидчивости. Чтобы изображения получились качественными, нужно с точностью соблюдать технологию нанесения. В противном случае конструкция не сможет просохнуть до конца и в скором времени разрушится.

Сделай сам

В этом мастер-классе я расскажу, как можно самому создать рельефное изображение. Кто-то любит рисовать, кто-то нет, но даже те, кто рисует сам, с трудом отважится взяться за объём. Это уже не двух, а трёхмерное изображение, к тому же, есть ряд технических сложностей. Это отпугивает, а между тем, всё не так сложно. И именно с технической стороной вопроса я и хочу вас познакомить.
Тема создания барельефа достаточно объёмна и поэтому я выпущу два мастер-класса.

Первый — как слепить из пластилина, второй — как заформовать в домашних условиях без использования дорогостоящих материалов.

Пластилин бывает двух цветов — тёмно-зелёный (оливковый) и жёлтый (телесный). И двух типов твёрдости — мягкий (марка М) и твёрдый (марка Т). Выбирайте какой больше нравится, но для этой работы советую взять жёлтый твёрдый.

Начинаем с основы или фона. Подойдёт любая плоскость, я сделаю её из гипса. Берём ведёрко пластмассовое.

Донышко маловато, а горловина как раз по размеру. Делаем вот так и заливаем гипс, чтобы получилась отливка около двух см толщиной.

Гипс раньше продавался в аптеках, сейчас не знаю. Я беру на строительном рынке, правда мешок 40 кг (марка Г-16). Наверное, можно найти меньшие расфасовки. Ждём 2 часа, аккуратно достаем заготовку.

Шпателем подравниваем плоскость и откладываем сохнуть на сутки или двое, как пойдёт работа с пластилином.

А пока займёмся картинкой. Скачиваем или русуем сами, кому как больше нравится. У меня это Грифон. Картинку для первой работы нужно брать векторную (плоскую). Масштабируем по нашей гипсовой отливке, чтобы не доходила до краёв круга.

Теперь займёмся пластилином. Наносим небольшим слоем пластилиновый круг на плоскую поверхность (пластилин предварительно на ночь нужно оставить около батареи и он станет мягким, если у вас марка Т).

Готовую лепёшку заравниваем плоской жестянкой.

Должно получиться так. Толщина 2 -2,5 мм.

На неё накладываем наш рисунок и закрепляем скотчем.

Потом обводим все линии карандашом, получаем оттиск.

Аккуратно прорезаем ножницами и счищаем шпателем.

Счищаемые поверхности легче отойдут, если их делить на сектора.

Доработали и прорисовали линии гвоздём. Это наш первый слой.

Опять делаем лепёшку и заравниваем, толщина 1,5 — 2 мм для второго слоя. Он должен быть тоньше первого.

Второй слой закрашен красным.

Опять накладываем картинку, прорисовываем красное, получаем это.

Вырезаем, подравниваем плоскость.

Накладываем на первый.

Не хватает на животе снизу за крылом. Вырежем кусочек и добавим.

Живот выглядит лучше.

Сделаем верх крыла потоньше (соскоблим). Третий слой — чистовой. Его будем наносить уже по частям ( кусочками ). Здесь заканчивается техническая часть и начинается творческая. Не нужно бояться изменить эскиз, если можно сделать лучше. Рисунок не догма. Объёмное изображение всегда выглядит немного по другому и если само просится что-то изменить, то нужно менять. Совет: перед нанесением чистового слоя (кусочками всегда немного соскабливайте пластилин на этом месте. Лишняя толщина не нужна.

Нанесём подкрылок кусочками один на другой снизу вверх.

Сформируем по толщине переднюю ближнюю лапу.

Дорабатываем и изменяем всё по своему усмотрению. У нас авторская работа, а автор имеет право на интерпретацию (если, конечно, работа не на заказ).

Передние лапы от орла, задние — львиные. Дальнее крыло (за головой) придаст дополнительный объём изображению. Дальние планы всегда должны быть тоньше передних (дальние лапы, крыло). Это одно из правил построения барельефа.

Перегружать картинку излишней детализацией не нужно, особенно на первый раз. Остановимся на таком варианте.

Подведём итог мастер-класска. Для первого раза изображение не должно быть сложным, но всё-же, должно быть интересным для работы. У меня ушло 7 часов. Три сеанса по 2-2,5 часа. Это оптимальный режим работы, не устаёшь и сохраняется интерес. Я делал ограниченным набором инструментов, чтобы показать, что главный инструмент, это голова и руки. Но чем больше инструмента, тем проще работать.

Выбранную картинку нужно грамотно разбить на слои, то-есть дальние и ближние планы. Для начала больше трёх слоёв делать не нужно. Первый слой-силуэт, второй-объём, третий-чистовой. Чистовой слой — самый насыщенный и детализированный, именно он создаёт внешний вид работы.
Пробуйте и всё получится. Спасибо за просмотр. Всем творческих успехов.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector