1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конфеты с предсказаниями «Ночь перед Рождеством»

Содержание

Конфеты с предсказаниями «Ночь перед Рождеством»

В вечер перед Рождеством есть красивая традиция: садиться за стол с первой звездой. Тогда, считается, можно есть кутью и постно ужинать. О том, что это за звезда, когда она зажигается и как найти ее на небе, — в материале TUT.BY.

«Чтобы понять, когда можно садиться за стол, хозяева и ждали первую звезду»

6 января у православных строгий пост: до завершения вечерней службы верующим нельзя ни есть, ни пить. Те, кто серьезно соблюдает все правила, лишь после службы могут съесть кутью, а затем поужинать чем-нибудь постным. Правда, в церковь получается попасть не у всех, поэтому у ужина в Рождественский сочельник есть еще одно время для начала. Этот отсчет как раз и связан с первой звездой.

Протоиерей Александр Шимбалев. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Службы в разных храмах начинаются где-то в 17.00−18.00. Считается, есть кутью можно уже через полчаса-час после начала вечерни. Примерно в это время в небе и появляется первая звезда, — говорит протоиерей Александр Шимбалев, зампредседателя Синодального отдела БПЦ по взаимоотношениям церкви и общества и преподаватель астрономии в БГПУ им. М. Танка. — В древности часов у людей не было. Ориентировались они по солнцу и разным природным явлениям. Чтобы понять, когда можно садиться за стол, хозяева и ждали первую звезду.

Звезду, которая «снимает» строгий пост, называют просто — первая. Некоторые еще зовут ее Вифлеемской, но это, поправляет отец Александр, неправильно.

— Вифлеемская звезда появилась в небе лишь однажды, когда оповестила о рождении Иисуса Христа. В Евангелии сказано: звезду увидели волхвы, истолковали это как весть, что в Палестине должен родиться царь с божественной властью, и пошли к царю Ироду, — продолжает собеседник и тут же делает небольшое отступление: — Ученые же воспринимают этот небесный знак как астрономическое явление и по-разному стараются его объяснить.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Одни считают, это была комета. Другие уверены: случилась вспышка сверхновой — явление, когда звезда резко увеличила яркость, а потом медленно затухла. Третьи говорят, что в это время в созвездии Рыб соединились несколько планет.

— Каждое из перечисленных учеными астрономических явлений имело повторения. Например, в 1603-1604 годах в созвездии Змееносца сильно сблизились и почти объединились в одно светило Юпитер и Сатурн, а в следующем году к ним присоединился и Марс. А в 1990-х мы даже без специальной техники могли наблюдать сразу несколько ярких комет. Вифлеемская звезда — это уникальное событие, поэтому ни одна из существующих научных версий к ней не подходит, — поясняет собеседник и снова возвращается к истории про волхвов: — Придя к Ироду, они сказали, что хотят поклониться родившемуся царю, но детей у царя не появилось. Ирод испугался, собрал книжников, те открыли пророчества и сообщили: «В Вифлееме должен родиться Мессия». «Идите туда», — сказал Ирод волхвам. А дальше, написано в Евангелии, звезда повела волхвов и остановилась над яслями, где лежал Христос. Но никакое даже экстраординарное астрономическое явление никого никуда не поведет. Это еще раз доказывает: Вифлеемская звезда была чудом.

— Почему тогда люди зовут первую звезду Вифлеемской?

— Из-за простоты народного восприятия произошла подмена понятий.

«У астраномаў-этнографаў няма дакладнага меркавання, якая зорка з’яўляецца першай»

Звезда, которую мы и те, кто жил сто и даже двести лет до нас, первой видим в Рождественский сочельник, — это Капелла. Самая яркая звезда в созвездии Возничего. Об этом говорят и протоиерей Александр Шимбалев, и Виктор Малыщиц, учитель астрономии Лицея БГУ.

— У астраномаў-этнографаў няма дакладнага меркавання наконт таго, якая зорка з’яўляецца першай. Ёсць некалькі варыянтаў, але Капэла — асноўны з іх, — говорит учитель астрономии. — Яна з’яўляецца адной з самых яркіх зорак на нашым паўночным небе, і ўзімку назіраецца практычна ў зеніце. На карысць гэтай гіпотэзы ёсць яшчэ адзін цікавы факт. Наш этнаастраном Цімафей Авілін падчас экспедыцый не аднойчы чуў, што ў народзе гэтую зорку завуць Казой. Гэтак жа Капэлу называлі і старажытныя грэкі. Згодна з іх міфалогіяй, яна сімвалізавала казу, якая карміла малаком Зеўса. Але наўрад ці нашы далёкія продкі ведалі міфы старажытных грэкаў, таму ёсць версія, што ў нас гэта назва пайшла ад казы, якую насілі з сабой калядоўшчыкі.

По словам Александра Шимбалева, вечером 6 января Капелла засияет примерно в 17.30. К этому времени, говорит он, на небе могут быть и другие звезды, но Коза самая яркая из них, поэтому ее мы и увидим. Правда, в некоторые годы, в том числе и в 2020-м, в этом, казалось бы, простом правиле появляются нюансы.

— Увогуле самы яркі зоркападобны аб’ект на небасхіле — гэта планета Венера. Ярчэй за яе толькі Сонца і Месяц, — останавливается на деталях Виктор Малыщиц. — У пятніцу, напрыклад, Сонца толькі-толькі сядала, і яе ўжо можна было знайсці. У гэтую калядную ноч яна заззяе раней за Капэлу, але гэтак адбываецца не заўсёды. Справа ў тым, што Венера круціцца побач з Сонцам. Увечары яна можа быць за ім, перад ім, тады яе можна не заўважыць. Але калі яна адыходзіць у бок ад Сонца, яе добра відаць. Аднак перыяды вячэрняй бачнасці Венеры паўтараюцца толькі праз 584 дні.

Возможно, поэтому в народных традициях первой звездой и называют Венеру. Наши предки считали, что именно она раньше всех появляется на небе и «дает всему знак пробуждения ото сна».

Мы смоделировали, где в ночь перед Рождеством на небе будет находиться Венера

— Много лет назад в ночь перед Рождеством наши предки ходили колядовать и носили с собой звезду, — рассказывает этнолог и фольклорист Елена Довнар-Запольская. — Мастерили ее из плотной бумаги, фанеры, украшали сухоцветами, фольгой, блестящими бусами, осколками разбитых елочных игрушек. Звезду несли на шесте, высоко подняв. Если же она получалась очень большая, то собирали специальное приспособление, на котором ее везли.

В центре звезды находилась еще одна звездочка, продолжает этнолог, а в ней — икона и три свечи. Их зажигали каждый раз, когда входили в новый дом.

— Звезда — символ любви и всего, на чем держится мир. Люди, которые носили звезду, назывались звездари, — продолжает Елена Довнар-Запольская. — Они шли по деревне, заходили в каждый двор, поздравляли хозяев и пели библейские песни.

Много звезд в Рождество, говорит этнолог, называли хорошим знаком. Это сулило достаток и значило, что год будет богатым на детей, урожай на поле и в лесу. А еще в народе верили: перед чистым четвергом и Рождеством нужно выставить под звездное небо подготовленную для посева рожь или пшеницу. Это, считалось, «вельмi спрыяльна» для урожая.

Читать еще:  Объемный браслет из резинок

«Каб прасцей арыентавацца, трэба знайсці двор або месца, дзе ліхтары не будуць напрамую свяціць у вочы»

— В отличие от Венеры, Капелла всегда видна на звездном небе. Поэтому ее и принято считать первой звездой, — расставляет точки над «і» отец Александр.

Мы смоделировали, где в ночь перед Рождеством на небе будет находиться Капелла

Найти ее на небосклоне несложно. Нужно стать спиной к западу и смотреть в сторону востока. Лучше всего это сделать в месте, где эту часть неба не перекрывают деревья и дома.

— Капелла, когда становится видна, находится на высоте примерно 35 градусов над горизонтом, — дает более точный ориентир протоиерей Александр Шимбалев.

— У Мінску сузор’і бачныя горш, чым у вёсках. Але каб прасцей было арыентавацца, трэба знайсці двор або месца, дзе ліхтары не будуць напрамую свяціць вам у вочы, — подсказывает Виктор Малыщиц. — Напрыклад, з тратуара вы ўбачыце менш, чым з двара.

Сочельник и ночь перед Рождеством: главные святочные гадания, запреты, традиции и приметы

Для православных христиан, живущих в России, наступает второй по значимости церковный праздник — Рождество Христово. Русская православная церковь и другие конфессии, живущие по юлианскому календарю, отмечают Рождество с 6 на 7 января. В России 7 января является выходным днем. Западные христиане и православные церкви, живущие по григорианскому и совпадающим с ним новоюлианскому календарю, отметили Рождество с 24 на 25 декабря.

Подробнее о том, почему католики и православные отмечают Рождество в разные дни, читайте в материале Федерального агентства новостей.

Сочельник — канун Рождества

Канун Рождества — рождественский Сочельник — очень важный для всех христиан день. На Руси предрождественский Сочельник был связан с народными поверьями, имеющими еще дохристианскую природу.

Сочельник отмечается вечером 6 января. В это время на Руси было принято гадать, и вообще с этим днем было связано много обрядов, поверий и запретов, которые соблюдаются до сих пор.

Что такое Сочельник

Название Сочельник происходит от слова «сочиво» — это сваренные в меду зерна злаков. Этим блюдом разговлялись после весьма строгого и длительного Рождественского поста, в последний день которого было принято вообще отказываться от пищи до момента, пока на небе не появлялась первая звезда, за которую верующие принимали планету Венеру. После появления на вечернем небе первой звезды можно было разговеться сочивом, а потом после рождественской службы верующие садились за праздничную трапезу, в том числе с мясными блюдами.

Сочельник на Руси также называли Коляды, поскольку с этого времени верующие (в основном дети) ходили по дворам и пели колядки — народные рождественские гимны.

Святки

С Рождества на Руси наступало время Святок. Святки — это неделя радости и празднования, когда отменяются все посты, и можно есть мясо каждый день.

Святки всегда проходят в одно и то же время — с 7 по 17 января.

Сочельник и ночь перед Рождеством: святочные гадания, традиции и запреты

Гадать на Руси было принято ограниченное количество дней в году. Зимой гадали с ночи перед Рождеством и в течение всех Святок — вплоть до крещенского вечера 18 января (Крещение отмечается 19 января).

Считалось, что в это время нечистая сила гуляет по земле, но относится к людям снисходительно и даже позволяет заглянуть в потусторонний мир. Церковь никогда не одобряла ни гаданий, ни бурного отмечания Святок, но традиция «похулиганить» в это время с нечистой силой жива и поныне.

На Руси в основном гадали незамужние девушки, причем обычай был распространен во всех слоях общества — от простых крестьянок до состоятельных и образованных дворянок.

Когда лучше всего гадать

Лучшим временем для гаданий, когда предсказания считаются самыми верными, называют ночь перед Рождеством с 6 на 7 января, Старый новый год с 13 на 14 января и крещенский вечер с 18 на 19 января.

Гадания в ночь перед Рождеством

О гаданиях написано множество книг и руководств. Самые известные рождественские и святочные гадания приводило и Федеральное агентство новостей. Напомним три самые популярные гадания, которые девушки использовали в предрождественскую ночь, чтобы разузнать о своей женской доле. Ведь главная тема гаданий — кто будет тот суженый, за которого предстоит выйти замуж, и когда ждать сватов.

Гадание на девичьих предметах

Для этого гадания нужна компания. В предрождественский вечер деревенские девушки собирались для гадания все вместе в горнице, а молодые красавицы из других сословий — в гостиной.

На специальный гадательный стол (подойдет и обеденный) каждая клала какой-нибудь один предмет, принесенный с собой. В основном это были драгоценности — серьги, кольца, а также монетки, платочки и другие девичьи мелочи. Каждая девушка, закрыв глаза, брала один из предметов левой рукой и наощупь пыталась угадать, что сулит ей Новый год. Монета — к деньгам, кольцо — жди сватов, платок — предстоит плакать и утирать слезы, ложечка — к изобилию и т.д.

Гадание на блюдце

Это знаменитое гадание также принято проводить большой компанией. На гадальный стол (или просто на небольшой круглый стол) нужно положить белую простыню. На простыне рисуют большую окружность, которая будет гадательным кругом. Окружность делится пополам, на одной половине пишется «да», на другой — «нет». По всей окружности по часовой стрелке нужно написать все буквы алфавита. Подготовиться к гаданию имеет смысл заранее.

В предрождественский вечер участницы гадания собираются у гадательного круга и зажигают три свечи, что предпочтительнее для различных магических обрядов. Остальной свет желательно потушить. После этого берут блюдце, переворачивают и нагревают на одной из свечей.

Затем нагретое перевернутое блюдце ставится на гадательный круг. Все участницы гадания кладут на перевернутое блюдце пальцы, слегка прикасаясь к горячему фарфору. После этого нужно трижды сказать: «Вызывается дух такого-то!»

Как правило, для того, чтобы заглянуть в будущее, приглашают в «помощники» известных писателей и поэтов или кого-то т из недавно умерших общих знакомых. Самые популярные из приглашаемых — Пушкин и Маяковский.

Когда приглашенный дух «появляется», блюдце должно стукнуть, желательно, три раза. После этого к духу можно обращаться с разными вопросами, и по движению блюдца пытаться узнать ответы. Можно задавать вопросы, требующие ответа «да» или «нет», или спрашивать что-то посложнее и пытаться прочесть «послание» из потустороннего мира по движению блюдца к разным буквам, из которых будут складываться слова.

Тут важны две вещи — поменьше жульничать и не принимать все «услышанное» от духов слишком уж всерьез.

Гадание на зеркалах

Гадание на зеркалах — одно из самых популярных и считающимся «страшными» гаданий для ночи перед Рождеством. Вечером 6 января нужно в темной комнате поставить два зеркала друг против друга и зажечь между ними свечу. Затем гадальщица садится перед одним из зеркал и внимательно всматривается в изображение. Когда «размноженное» в зеркале пламя свечи начнет расплываться, в туманном образе может появиться образ суженого. А, может, и что-то страшное пригрезиться, так что опытные гадальщицы советуют соблюдать осторожность — вдруг из зеркал появится кто-то нежданный и утащит красавицу в потусторонний мир…

Запреты в Сочельник и в ночь перед Рождеством

На Руси в предрождественский период и в само Рождество под запретим было все, что может сулить несчастье или смерть, поскольку сам праздник связан с рождением и с торжеством жизни.

В этот период запрещалось использовать несущие опасность острые предметы, нельзя было ходить на охоту и резать скотину. Также возбранялось шить, вязать, пользоваться ножами и вообще заниматься готовкой или уборкой, в том числе подметать пол.

Читать еще:  Как сделать приспособление для изготовления шкантов

Также считалось, что рождественский пирог нельзя резать заранее, поскольку ножи в Сочельник были под запретом.

Приметы на Рождество

Если на Рождество ясная погода — предстоящий год будет легким.

Ясное небо в ночь перед Рождеством сулит хороший урожай.

Если в предрождественский вечер снегопад и метель — весна будет ранней и дружной.

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Святки (7-19 января). Что за дни такие?

Святки (святые дни) — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления (7-19 января)

Святки всегда являлись основным зимним праздником на Руси . В Святки, все 12 дней, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми. К слову, именно потому что мертвые в этот период приходят в наш мир, святочные гадания считались самыми верными. Ведь кто еще может знать правду, как не духи. Православная церковь, суровая к гадальщикам, в эти дни меняет свой гнев на милость. Считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Традиционно Святки делились на две части — «святые вечера» (от Рождества до Васильева вечера 7-14 января) и «страшные вечера» (с ночи под Новый год и до Крещения Господня 14-19 января).
Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем «без креста», то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со «страшными вечерами», что отразилось в соответствующем названии. По народной легенде, «в эти страшные вечера /…/ Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь» (Максимов С.В., 1994, с.267). В этой легенде сквозь призму христианской морали находят отражение архаичные представления о Святках как о периоде, отмеченном признаком хаотичности в связи с процессом формирования миропорядка, «издержкой» которого является проникновение в мир людей существ «иной» природы.

Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями , запретами, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник — канун Рождества — выпекали из теста «козульки» («коровки») — печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время.

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в это время на земле появлялись души умерших, а нечисть становилась особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы была размыта.

Во время святок молодежь устраивала игрища, на которые приглашались парни и девушки из других деревень. Развлечения и игры этого периода носили ярко выраженный эротический характер . Кроме того, в Крещение в больших селах проходили смотры невест, то есть показ девушек брачного возраста в преддверии следующего за святками месяца сватовства и свадеб.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года , чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. К тому же, Святки являлись одним из принятых в традиции периодов гощения девушек у родственников или подруг, живущих в более крупных деревнях или селах, где вероятность найти брачного партнера была значительно реальней. Девушки старались привлечь к себе внимание с помощью ярких праздничных нарядов, умения петь, танцевать, поддерживать беседу, а также, демонстрируя свой характер, веселый и бойкий, но в то же время и скромный, что в народных представлениях считалось эталоном девичьего поведения.

В рождественский сочельник на деревенских улицах Центральной и Южной России около каждого дома жгли костры из соломы, навоза, чтобы погреть умерших, якобы приходивших в деревню к своим потомкам. В некоторых деревнях средней полосы Европейской России в костры бросали липовые веники, чтобы покойники могли попариться в бане. Умерших приглашали также на главные святочные трапезы, проходившие поздно вечером в канун Рождества, Васильева дня и Крещения.

На стол для них ставили кутью из распаренных зерен пшеницы и ягод, овсяный кисель и блины, то есть блюда, характерные для поминальных трапез. Верили, что умершие, обогретые и накормленные потомками, обеспечат им процветание в наступающем новом году. Приход нечистой силы разыгрывался в ряженье, а также в играх, характерных для святочных вечерок. Магические действия по защите людей и их домов от нечистой силы были особенно характерны для второй недели святок, ближе к Крещению. В эти дни более тщательно, чем обычно, подметались избы, а чтобы в мусоре не спряталась нечистая сила, его выносили подальше от деревни.

Дома и хозяйственные постройки окуривали ладаном и окропляли святой крещенской водой, на дверях и воротах ставили мелом кресты; обходили с топорами скотину, выпущенную хозяевами в Крещение из хлевов на улицу. К крещенскому сочельнику и Крещению приурочивались обряды проводов умерших предков и изгнания нечистой силы. Это могло проходить по-разному. Например, в некоторых губерниях парни выгоняли нечистую силу громкими криками, размахивая метлами и ударяя кнутами по заборам. Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

Представления о «плохом» времени нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине святок; первая половина святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Языческие представления соединились с христианскими: в легендах рассказывалось, что Бог открыл врата ада, чтобы бесы и черти тоже могли попраздновать Рождество.

Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Читать еще:  Ставим суперконденсаторы в ИБП вместо аккумулятора

Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами » . Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — тем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство» . Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I . «Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми» , — рассказывают сотрудники Русского этнографического музея.

После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», — гласит императорская грамота. Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.

После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.

Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Святки являлись своего рода энергетическим импульсом, дающим начало очередному витку жизни природы, в том числе и каждого отдельного человека как части природы. Помимо этого, две святочные недели представляли собой важнейший период, в пределах которого в максимально концентрированной форме происходила «передача» от старших младшим коллективного знания, то есть закрепленного в веках знания многих поколений. Получение новыми поколениями этого знания делало возможным сохранение и дальнейшее развитие культурной традиции. В этом плане чрезвычайно важной в святочное время была роль стариков, несмотря на сложившееся в народном сознании восприятие Святок как молодежного праздника. Так как старики, по народным представлениям, из всех социовозрастных групп общины были наиболее близки к «иному» миру, они закономерно оказывались посредническим звеном между молодостью и вечностью, то есть поддерживали традицию и передавали свой опыт и знания молодому поколению.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector