1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дерево познания Добра и Зла

Дерево познания Добра и Зла

Дeрево познания Добра и Зла (ивр. עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע ‎, Эц ха-Даат Тов Вэ ра) — согласно библейской книге Бытие, особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Символизирует познание, прежде всего, этических категорий, способность осознанно выбирать между Добром и Злом.

Содержание

В Библии

Пятикнижие сообщает о природе и облике Дерева познания следующее:

Первый человек был предупреждён, что вкушение плодов с Дeрева познания Добра и Зла ведёт к смерти:

Впрочем, это можно рассматривать и как просто то, что Бог угрожает Адаму смертью за неповиновение (неслучайно наказанием от Бога за грехи в Ветхом Завете считалось сокращение жизни или смерть), а не как следствие некого морального падения.

Грехопадение

Первое время «И были они оба наги, Адам и его жена, и не стыдились» (Быт.2:25). Но коварный и мудрый змей уловками и хитростью убеждал Еву попробовать запретный плод, ибо, говорил он — «ведает Господь, что в тот день, когда вы вкусите от него, раскроются глаза ваши, и вы станете подобны Богу, зная добро и зло» (Быт.3:5).

Женщина сначала колебалась, но любопытство и желания быть как Бог взяли над собой верх и она поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа: « И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; » (Быт.3:6). После чего дала попробовать плод и Адаму (Быт.3:6). В результате, «открылись глаза их обоих», они осознали свою наготу и спрятались от Бога (Быт.3:1-7). Тогда они сшили вместе несколько листьев смоковницы и сделали себе из них опоясания.

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт.3:22).

За проступком последовало наказание: Змей был проклят, лишен рук и ног, а также обречён ползать на животе и питаться прахом (Быт.3:14-15); женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него» (Быт.3:16-19). Вечная вражда воцарилась между змеем и человеком.

После этого Бог сделал людям «одежды кожаные и одел их» и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни и окончательно уподобиться богам, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся» (Быт.3:23,24).

Природа Дерева познания

Наверняка известно лишь то, что эти два дерева должны были быть единственными в своем роде, ведь будь они такими же, как все остальные, страстное желание Евы вкусить от Древа Познания и стремление попробовать плоды Древа Жизни могли бы быть удовлетворены вкушением фруктов любых других деревьев. С другой стороны, судя по тому, что Адам и Ева не умерли на месте, плоды этих деревьев были так же хороши для еды, как и любые другие. Что это были за плоды — неизвестно. По святоотеческой трактовке св. Ефрема Сирина Древо было самим Богом, а его плоды — причастием.

В западной христианской традиции на основании схожести латинских слов «peccatum» («грех») и «pomum» («яблоко») Древо Познания обычно символически изображается яблоней.

Древо в христианских апокрифах

В апокрифическом «Евангелии от Никодима» (IV век) рассказывается история происхождения материала для Животворящего Креста. Согласно данного источника, когда Адам был при смерти, его сын Сиф пошёл к вратам Рая с целью получить масло прощения и помазать им тело своего отца. Однако явившийся архангел Михаил сообщил, что масло прощения всему миру будет даровано через 5500 лет (пророчество о пришествии Христа) и дал Сифу ветвь от древа познания Добра и Зла, плод с которого вкусил Адам во время грехопадения. Вручив ветвь, архангел сказал: «если сможешь оживить сей сухой плод, то быть ему исцеленным». [1]

Вернувшись домой, Сиф нашёл Адама мертвым и вложил сухую ветку в его рот (по другим версиям, на голову Адама Сиф надел венок, сплетённый из этой ветви [2] , или это сделал сам Адам, который был ещё жив к моменту возвращения Сифа [3] ). Затем из неё проросло дерево из трёх сросшихся стволов, из которого и был впоследствии сделан крест для распятия Иисуса Христа.

Читать еще:  Декор для дома – балерина из салфетки

Исследователи считают, что целью такого предания было показать происхождение христианства (бывшего на тот момент ещё «молодой» религией) от древнейшей традиции, буквально «от Адама». [1]

Древо познания в мифологии разных народов

Древо жизни существовало у вавилонян. Не упоминается древо познания в семитических, в частности ассиро-вавилонских, преданиях, в то время как представление о древе жизни приняло в них несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причем Утнапиштимy и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водою и плодами от этого растения. [4] Однако другой весьма древний вавилонский миф [5] о герое Адапе сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». «Когда ты явишься пред лицо Ану, — говорит Эа своему сыну Адапе, — они поднесут тебе пищу смерти, но ты не ешь; они поднесут тебе воду смерти, но ты не пей». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия.

Таким образом, идея древа познания, в которую полнее всего вылилось вековечное стремление человечества из слепого раба бессознательных стихий сделаться их господином исключительно силою своего «познания» принадлежит всецело евреям. Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт.2—3 фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев. [6]

Дерево познания

В Тему

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Древо Познания — «Древо Познания добра и зла» насадил Вс-вышний в Эденском Саду рядом с Древом Жизни. У того, кто пробовал от этого дерева, пробуждалось стремление к материальному и желание грешить. Нет единого мнения среди мудрецов о том, что же представляло собой это дерево.

Древо Жизни и Древо Познания

Во второй главекниги Берешит читаем: «(16) И повелел Господь Б-г человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть; (17) Но от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь».

Древо Познания насадил Вс-вышний рядом с Древом Жизни — в середине Сада Эден. «Древо жизни» называется на иврите Эц а-Хаим. У того, кто пробовал его плод, пробуждалось стремление к духовности и любовь к Вс-вышнему.

Суть Древа Жизни — в присоединении к Источнику жизни и, тем самым, в достижении возможности продвигаться, подниматься на все уровни, предназначенные для человека и всего Творения. Ведь человеку предстояло и предстоит подниматься со ступени на ступень в его приближении к Вс-вышнему, постижении Его света. Не только в этом мире, но и в Будущем, где свет начнет раскрываться в своей полноте, где не будет сокрытия, которое существует в этом мире.

У того же, кто пробовал плод древа познания добра и зла, пробуждалось стремление к материальному и желание грешить.

Отличать добро и зло

«Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов ва-ра. Правильный перевод сочетания Эц а-Даат — «Древо соединения»: слово даат на иврите означает «соединение», как «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1) — «Веаадам яда эт Хава», плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.

Действительно, Тора даёт нам возможность отличать добро от зла. Однако невозможно сказать, что она является источником познания зла, источником стремления к злу (не дай Б-г). Наоборот, Тора отдаляет человека от стремления к злу. Мудрецы говорят (трактат Кидушин 30 б), что Творец создал йецер а-ра (дурное начало в человеке) и создал лекарство от него. Это лекарство — Тора. Поэтому невозможно уподобить Тору древу познания добра и зла.

Тора подобна именно древу жизни — ведь её изучение приводит человека к любви к Б-гу, как говорят мудрецы (Сифри, глава Ваэтханан) и как пишет Рамбам (Книга Заповедей, предписывающая заповедь 3). Именно поэтому царь Шломо говорит о Торе (Мишлей 3, 18): «Древо жизни она для придерживающихся её».

Читать еще:  Демонесса ООАК из старой куклы

В Пиркей дэ-раби Элиэзер (часть 11) объясняется обязанность Адама «возделывать» и «охранять» Ган-Эден (Бeрешит 2:15) следующим образом: Адам обязан был выполнять предписывающие заповеди («возделывать его») и остерегаться нарушить запреты Торы («и охранять его»). Это объяснение основано на стихе 3, 24 из Берешит: «…охранять путь к дереву жизни».

Что это было за дерево?

Традиция донесла до нас несколько мнений мудрецов о том, что же представляло собою Древо Познания Добра и Зла.

Рабби Меир считает, что это было пшеничное дерево (у которого нет аналога в наши дни), так как известно, что переход на мучное питание совпадает с началом активного умственного развития ребенка, то есть познания им этого мира.

Рабби Йеуда считает, что это был виноград, как сказано: «Ибо от лозы Сдома их лоза и с полей Аморы их виноград — виноград полынный; грозди горькие им» (Раши комментирует: «Горький напиток заслужен ими: по их деяниям наказание им», Дварим 32:32). Мудрецы объясняют, что здесь содержится намек: первоисточником греха явился виноград, как сказано в Мидраше: гроздья принесли горечь в мир.

Рабби Аба из Акко считает, что это был этрог — единственное дерево, вкус древесины которого подобен вкусу плода, а ведь про Древо Познания было сказано: «И увидела женщина, что хорошо дерево для еды» (Берешит 3:6) — что говорит не только о вкусе плода, но и о вкусе дерева.

Рабби Йосэй считает, что это был инжир (по-другому его называют также смоковницей или фиговым деревом). Есть мидраш о том, что ни одно дерево не готово было дать Адаму листья, чтобы прикрыть наготу, которая стала тяготить его после греха. Только инжир согласился (отсюда произошло популярное выражение «фиговый листок»).

Рабби Йосэй рассказывает притчу: царский сын согрешил с одной из служанок, и отец в гневе изгнал его из дворца. Напрасно стучался несчастный в двери бывших своих слуг — никто не хотел приютить его. Лишь одна дверь открылась перед ним — та самая служанка впустила его к себе. Так и инжир допустил, чтобы Адам и Хава взяли его листья, после того, как «накормил» их своими плодами.

Рабби Йеошуа бен-Леви говорит, что невозможно знать, что это было за дерево. Даже скотину, с которой согрешил человек, убивают, хотя она ни в чем не виновата. Делается это для того, чтобы никто не мог показать на эту скотину и сказать: «Вот с ней согрешил такой-то». Хотя этого человека уже нет в живых, это позорит его. Если Вс-вышний так заботится о чести преступников, говорит рабби Йеошуа бен-Леви, тем более Он позаботился о том, чтобы мы не узнали, какое именно дерево послужило причиной падения творения Его рук — первого человека.

О чести же Адама речь не идет, как объясняет рабби Зрахья а-Леви (Бааль а-Маор). Адам являлся «квинтэссенцией» всего будущего человечества, поэтому в какой-то мере его грех является грехом каждого из нас. Соответственно, напоминание об этом грехе не позорит одного человека среди других, оно просто является напоминанием для каждого.

Что значит вкусить от древа познания добра и зла

Древо познания добра и зла

Вкусить от древа познания добра и зла, это совершенно не значит, как некоторые думают, стать умнее. Это значит опуститься до уровня, где мир делится на добро и зло, и естественно познать это разделение. Там где нет разделения, естественно в принципе невозможно познать добро и зло. Существуя там, где есть только свет, нереально вообразить темноту, а для того, кто живет во мраке, труднопредставимым является свет.

Адам, первочеловек, был бесполым, и естественно безгрешным. Беда пришла, когда появилась Ева. Собственно появление у Адама жены, уже предрешило дальнейшие события. Проникновение в более грубые вибрации Бытия и заставило наших небесных Первопредков познать разделенный материальный мир, буквально нафаршированный злом.

Тут даже трудно сказать, что было причиной, а что следствием. Ведь в том мире, в котором жил Первочеловек, времени не существует в обычном понимании. Стало быть, что чему явилось причиной, вопрос неправомерный. Глупо, ведь, например спрашивать, «Что будет раньше, Москва, или Петербург?» Ведь, само собой, это зависит от того, с какой стороны ехать. А если смотреть на спутниковой карте? Остается только плечами пожать.

Наша земная жизнь видна из высших миров, как на ладони, от начала и до конца. Кстати, если говорить о реинкарнации, то есть перевоплощении душ, переселении нашего я из одного тела в другое, будет не совсем правильным называть какую-то из наших жизней последующей или предыдущей.

Читать еще:  Как сделать электрогитару своими руками

Из высшего мира все жизни выглядят параллельно. Когда в религиях, к слову будет сказано, говорится о «жизни вечной», имеется ввиду не жизнь бесконечная во времени, а жизнь вне времени вообще. Ну, как можно умереть, когда по времени гуляешь, куда вздумается. Смерть существует только там, где время властвует над нами, а не мы над ним.

То, что это дико и странно звучит и выглядит, смущать особенно не должно, особенно в свете последних открытий в физике. Ведь кому, как не физикам достоверно известно, что элементарные частицы могут одновременно находиться в нескольких места. Как сказал Шекспир устами Гамлета, «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».

Тем, кому очень хочется над написанным мною посмеяться, приведу очень хорошее выражение Шопенгауэра: «Каждый принимает конец своего кругозора за конец мироздания». Я сейчас с улыбкой вспоминаю момент, когда первый раз прочитал о том, что Бог выгнал из рая дама и Еву за то, что они познали добро и зло.

Мне казалось странным, что «тяга к знаниям» была так жестоко наказана. Ведь всего-то, хотели перволюди узнать разницу между добром и злом. Уверен, что такое недоумение испытывают многие. Но фишка в том, что к этому вопросу мы подходим своим обычным способом. То есть, понимаем буквально. А в Библии вообще, мало, что написано прямо. Не зря ведь в Евангелии многократно встречаются фразы, типа этой: «КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ, ДА СЛЫШИТ!»

Наша привычка все «приземлять» очень часто искажает сказанное в Писании до неузнаваемости, а учитывая то, что Библию хотя бы раз в руках держали максимум пять человек из сотни, получается как в том стишке: «Слепой увидел, глухому рассказал».

За примерами далеко ходить не нужно. Почти все убеждены, что в Библии написано, что Ева дала Адаму яблоко. Ну и где это написано? Считается общепринятым, что Бог слепил человека из глины. Опять же, откуда это взято? Кто-то брякнул, остальным понравилось, есть повод над Писанием посмеяться. На свою же голову.

То, что Адам был изначально бесплотным, ясно из следующего момента. Читая Книгу Бытия мы узнаем, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему, Правда, там написано, «по образу и подобию нашему», но это тема более сложного разговора. Сам создатель материального тела не имеет, однозначно. Значит, первочеловек тоже был бестелесным.

Если быть точнее, то его тело не было материальным в нашем понимании материи, принадлежащей смертному трехмерному физическому миру, нанизанному на ось времени. Все в этом мире конечно и смертно, Адам же был создан бессмертным, иначе о каком образе и подобии божьем может идти речь. Смертными они с Евой стали, когда получили материальные тела и отождествили себя с этими телами.

Можете открыть книгу Бытие в Писании, Глава 3.

«…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

На мой взгляд, трудно трактовать разницу между тем, что сказал людям Господь, и тем, что говорит змей, иначе, чем то, что Всевышний имел ввиду под смертью, потерю вечной жизни, а змей вел речь о жизни временной. Люди, поддавшись соблазнам и прелестям мира преходящего, потеряли бессмертие. То есть, не умерли, но… умерли.

Последним аккордом в доказательство того, что под изгнанием из Рая, имеется ввиду переход людей из высшего мира в материальный, я считаю вот эту фразу:

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их».

То есть, люди получив материальные тела, стали смертными.

Достичь бессмертия в физическом, конечном мире, невозможно же, в принципе. Как выглядят нефизический мир, нефизическая Земля, нам представить трудно. Люди снова увидят их после Конца времен, к сожалению, не все. Иоанн в Откровениях говорит: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет».
(Откр 21:1)

Считать себя созданными по образу и подобию божьему, мы, смертные люди, не имеем никаких оснований. Вернуться к первозданному своему состоянию, вот что должно быть целью нашей жизни. Многие ищут ответ на вопрос, в чем смысл жизни. Вот в этом и смысл.

Вернуться в тот мир, из которого мы выпали, как патрон из обоймы. Наш родной, истинный мир, в котором нет неизбежного для физического мира разделения всего сущего на добро и зло.

Сделаю оговорку. Это мое видение и мои заключения. На обладание абсолютной истиной я не претендую.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector